Психология здоровья (ч. 2)
Важно, что в этих диалогах зафиксированы пред-
1 Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Переводы. Исследования. — Л., 1970. — С. 373.
2 Там же. С. 378.
182
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
ставления одного из влиятельнейших мыслителей в истории европейской философии о том, какие качества помогают человеку сохранить душевное равновесие и адекватность поведения перед лицом самой смерти. Именно стойкость Сократа поражает его учеников). Что же дает ему душевные силы для того, чтобы спокойно принять несправедливое осуждение и готовиться к казни?
Прежде всего, уверенность в том, что он исполняет свой долг, который состоит в поиске истины и наставлении сограждан в благом образе жизни. Эту обязанность, как утверждает Сократ, он получил от богов и изменить ей не вправе. Он сравнивает свое предназначение с воинским долгом:
Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, заниматься философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул бы строй, это был бы ужасный поступок [с. 290]].
В основе речей и поступков Сократа лежит, как свидетельствуют тексты диалогов, определенная и всесторонне осмысленная система ценностей. Эти же представления о правильной жизни он стремится передать своим согражданам:
Раз ты — афинянин, гражданин величайшего города, больше всех прославленного мудростью и могуществом, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, истине и душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше [с. 291].
В этой иерархии ценностей душевное совершенство имеет несомненное преимущество над материальными благами, личные достоинства — над социальным признанием, честь — над сохранением жизни любой ценой, разумное рассуждение — над чувственными впечатлениями и аффектами. Этим ценностям соответствует поведение истинного философа: неустанное стремление к познанию, отвага и мужество в отстаивании истины, воздержанность в телесных благах. Говоря это своим ученикам, сам Сократ, по их свидетельству, именно так и вел себя в жизни: пренебрегал чувственными удовольствиями, был беден, не искал славы. Таким образом, его поступки находились в полной гармонии с его убеждениями.
Жизнь философа, однако, протекает в определенном социальном окружении. Как ж поступает душевно здоровый человек, если его представления о долге и правильном поведении приходят в конфликт с законами, обычаями и ожиданиями окружающих людей?
Из замечаний учеников и высказываний самого Сократа видно, что его поведение часто не соответствовало общепринятому.