Психология здоровья (ч. 2)

Обрести независимость кинику помогало и презрение к материальным благам, отказ от плотских удовольствий — хорошей пищи, одежды, жилища. Другой последователь кинизма, Диоген Синопский (400-323 гг. до н, э.), прославился тем, что последовательно воплощал эти идеи в своем образе жизни. По словам Максима Тирского, Диоген внял голосу Аполлона и
стал обходить землю, уподобляясь птице, обладающей разумом, не боясь тиранов, не подчиняясь насилию законов, не обременяя себя общественными делами, не тревожась о воспитании детей, не сковывая себя браком, не занимаясь обработкой земли, не обременяя себя военной службой и не промышляя морской торговлей; напротив, он осмеивал все это2.
Можно согласиться, что душа человека, последовательно воплощающего в своей жизни принципы кинизма, становится неуязвимой для многих неблагоприят-
1 Аристотель. Указ. соч. Т. 4. С. 651.
2 Цит. по: Мень А. История религии. Т. 6. — 1993. — С. 92.
188
Раздел II. Физическое, психическое и соииальное здоровье
ных жизненных обстоятельств. Следует отметить, что несмотря на то что киники подвергались насмешкам, горожане с интересом слушали их речи. «Бочка» Диогена в Коринфе стала местной достопримечательностью, а самому Диогену коринфяне поставили памятник. У киников было немало последователей в III в. до н. э. Однако со временем это учение начинает деградировать: его идеи стали использоваться для оправдания эгоизма и паразитизма.
Другая философская школа, в которой решалась проблема душевного здоровья, — эпикурейская. Известно, что Эпикур (342/341 — 271/270 гг. до н. э.) написал за свою жизнь немало трудов, однако до нашего времени дошли всего три письма, в которых он излагает свое учение, и отдельные высказывания, зафиксированные другими авторами. Обращаясь в своих рассуждениях к разным предметам, он неоднократно упоминает, что главная, по его мнению, цель философствования — обретение душевного здоровья.
Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души [6, с. 208 ].
Эпикур называл душевное состояние, к которому должен стремиться человек, атараксией (гр. ataraxia — невозмутимость, отсутствие волнений):
Благополучие и счастье — не в обилии денег, не в высоте положения, ие в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой [6, с. 235-236].
Достичь здоровья души, по Эпикуру, значит прежде всего освободиться от страхов перед богами и смертью.

 



Hosted by uCoz