Психология здоровья (ч. 2)
Перед тем, кто руководствуется подлинным знанием, открывается благая перспектива: «Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь», а покинув тело, «Станешь нетленным и смерти не знающим богом».
Как пишет современный исследователь и переводчик «Пифагорейских Золотых стихов», подобные сборники назидательных изречений, касающихся самых разных сторон жизни, от этики и религиозных заповедей до бытовых предписаний, были широко распространены в эпоху античности. Обычно такие наставления представляли собой афоризмы, выраженные в стихотворной форме — так называемые гномы. «Эта гномическая литература была народной формой философствования, заимствовавшей известные выражения у авторов, но в еще большей степени использовавшей народную мудрость, заключенную в пословицах»2. В составлении сборников афоризмов принимали участие известные поэты, такие как Солон, Феогнид и Фокилид.
К VI в. до н. э.относятся сведения о первых натурфилософских системах. Рассуждая о природе, философы мыслили ее в единстве с человеком. Гераклит, описывая мироздание как упорядоченный всеобщим логосом космос, утверждал, что людям следует стремиться к познанию природы вещей и руководствоваться этим знанием в своей жизни. Природа логоса, по Гераклиту, — огненная, и такой же становится душа человека, который подчиняется космическим законам:
Пьяный, ведомый ребенком, шатается \\ не замечает, куда идет, ибо влажна его душа... Сухая, сияющая огненная душа — мудрейшая и наилучшая [2, т. 1, с. 67].
Антифонт из Афин, живший во вт|орой половине V в. до н. э., размышляя о соотношении природных и социальных законов, утверждал, что хотя общественные законы полезны и соблюдать их следует, более важны для человека законы природы, поскольку общественные предписания произвольны и установлены людьми, а требования природы «суть самовозникшие (врожденные начала)». В то же время «многие [предписания, признаваемые] справедливыми по закону, враждебны природе [человека]...[В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать,
Гиерокл. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. — М., 1996. — С. 29-31. 2 Петер И. Предисловие // Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. — М., 1996.-С. 12.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
181
и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми» Поэтому «человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы» [2; т.