Психология здоровья (ч. 2)

- N-Y., 1959. - P. 162-163).
Отмечая, что разные культуры предоставляют разные пути для удовлетворения этих потребностей, Фромм утверждает в конечном итоге лишь один «здоровый» вариант решения проблемы. Такая позиция не учитывает тех конкретно-исторических условий, в которых формируются и живут люди. Например, Э. Фромм говорит о необходимости чувства идентичности, осознания себя субъектом своих действий. Верным ответом на эту потребность Э. Фромм считает полное, творческое развитие личности, независимость, способность выступить один на один с миром. В то же время он пишет о таком известном факте: член первобытного клана мог выразить свое чувство Я — чувство идентичности — через принадлежность к клану; в Средние века индивид был идентифицирован со своей социальной ролью в феодальной иерархии, и это чувство его неизменной ситуации было основной частью его чувства идентичности. Так можно ли отказывать в душевном здоровье людям, для которых индивидуальное самопределение было еще исторически немыслимо?
В работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Человек для самого себя» Фромм исследует, как влияют на проявление универсальных человеческих свойств социокультурные условия. При этом он особое внимание уделяет тому, какие психологические трудности создает для человека культура и как человек под влиянием этих трудностей вырабатывает установки, которые зачастую носят негативный характер. Например, в книге «Бегство от свободы» Фромм показал, что современный человек стоит перед необходимостью самостоятельно определять свои жизненные ориентиры и действовать, принимая на себя ответственность за свои поступки. Также он зачастую лишен прочных социальных связей. Не все люди справляются с бременем обретенной свободы. Фромм описывает три психологических механизма «бегства от свободы» — авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм. Все они препятствуют развитию и счастью индивида.
Для Фромма важнейший показатель душевного здоровья — это способность человека реализовать заложенные в нем творческие задатки. «Любой невроз — это результат конфликта между прирожденными способностями человека.и теми силами, которые препятствуют их развитию» [12, с. 169]. Тенденцию к самореали-
210
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
зации Фромм считал заложенной в самой природе1 человека, поэтому критерий продуктивности он рассматривает как универсальный. Почему же невротиками часто становятся именно личности, реализующие свои творческие потенциалы, а люди, никак не проявляющие свои задатки, напротив, ощущают себя вполне благополучными? Фромм объясняет это принятыми в обществе культурными стереотипами:
В наше время ущербность социально запрограммирована до такой степени, что более не воспринимается массовым сознанием как нечто презренное или даже раздражающее.

 



Hosted by uCoz