Психология здоровья (ч. 2)

Кроме того, такое поведение лишает чести обвиняемого [с. 298].
Сократ прекрасно понимает, что его речи могут раздражать сограждан и привести к усилению наказания, о чем он и предупреждает:
Возможно, что кто-нибудь из вас рассердится, вспомнив, как сам он, когда судился в суде, и не по столь важному делу, как мое, упрашивал и умолял судей с обильными слезами и, чтобы разжалобить их как можно больше, приводил сюда своих детей и множество родных и друзей, — а вот я ничего такого делать не намерен, хотя дело мое может, как я понимаю, принять опасный оборот. Быть может, подумав об этом, кто-нибудь из вас не захочет меня щадить и, рассердившись, подаст свой голос в сердцах [с. 298].
Действительно, приговор оказался максимально суровым. Этот и другие эпизоды его истории свидетельствуют: Сократ совершает поступки, которые соответствуют его жизненному кредо, даже если они угрожают его благополучию и самой жизни. Однако он делает это, полностью осознавая ближайшие и отдаленные последствия и принимая на себя ответственность за свои действия.
Внимательно чтение диалогов позволяет заметить, что Сократу знаком страх смерти, Неоднократно говорит он, что сами занятия философией — это, по сути,
184
Раздел И. Физическое, психическое и социальное здоровье
подготовка к смерти. Значительная часть речей, с которыми Сократ обращается к своим ученикам, — не что иное, как поиск разумных аргументов против страха смерти. Различными способами обосновывает он идею бессмертия души, напоминает о непрочности земных радостей и тягости земных бедствий. Как рассказывает один из его учеников, Сократ умело исцелял их от уныния. Но одновременно он исцелялся и сам:
Не присутствующих стремлюсь убедить в правоте моих слов, разве что между прочим, — но самого себя, чтобы убедиться до конца [с. 376].
Сократ не устает напоминать о том, что разум — высшее достояние человека, но разум не может дать окончательных ответов на важнейшие вопросы бытия. Отвечая пытливым ученикам, Сократ признается, что суждения о жизни и смерти опираются на первоосновы, которые человек принимает без доказательств:
Хоть вы и считаете их достоверными, все же надо рассмотреть их более отчетливо. И если вы разберете их достаточно глубоко, то в этом исследовании дойдете до крайнего предела, какой доступен человеку. В тот миг, когда это станет для вас ясным, вы перестанете искать [с. 401].
Философ предостерегает от того, чтобы опираться в поисках истины на чувство. Аффекты, как он уверяет учеников, опасны тем, что препятствуют правильному рассуждению.

 



Hosted by uCoz