Психология здоровья (ч. 2)
Нарушение этой целостности происходит на разных уровнях, в том числе на уровне психических функций, личного бессознательного, коллективного бессознательного.
Регулируя общественную жизнь, культура провоцирует нарушение целостности психики, создавая диссоциацию между сознанием и бессознательным. Культура,побуждает человека эксплуатировать одни функции и оставлять в небрежении другие, которые из-за этого деградируют; заставляет вытеснять не поощряемые обществом переживания, обусловленные его личным опытом; препятствует осознанию человеком смысла и истоков переживаний, обусловленных актуализацией архетипов коллективного бессознательного.
Заботясь о психическом благополучии индивида, культура вырабатывает пути согласования сознания и бессознательного, в том числе: подавления бессознательного (который Юнг связывает с традицией европейского рационализма); подавления сознания (он видит его в восточных религиозно-философских идеях и практиках, главным образом йоги); параллельного развития и согласования сознания и бессознательного. Первые два пути ограничены тем, что один из них провоцирует рост неконтролируемых импульсов бессознательного, а второй затрудняет приспособление к окружающему миру. Третий путь открывает наиболее благоприятные перспективы для обретения душевного здоровья.
Культура вырабатывает способы осуществления согласования (интеграции) сознания и бессознательного (трансцендентной функции, по Юнгу). Основным инструментом осуществления ее является символ. Символическую природу имеют средства восстановления целостности человеческой психики, выработанные в истории культуры: мифы и ритуалы, религиозные системы, произведения искусства визионерского типа. Символ также является важнейшим инструментом психотерапевтического процесса, направленного на согласование сознания и бессознательного.
Из работ Юнга следует, что душевное здоровье есть результат процесса индиви-дуации; что душевно здоровым может стать лишь человек, которого он наделяет званием личности, т. е. тот, кто самостоятельно осуществляет трансцендентальную функцию; тот, кто осмеливается погрузиться в глубины собственной души и интегрировать актуализированные переживания из сферы коллективного бессознательного с собственными установками сознания.
Путь к душевному здоровью как процесс индивидуации Юнг противопоставляет другому способу регуляции психики — подчинению различного рода общественным установлениям: моральным, социальным, политическим, религиозным конвенциям. Польза конвенций состоит в том, что они защищают отдельных людей и общество от опасностей, которые таит в себе проявление человеческой
Глава 8.