Психология здоровья (ч. 2)

Физическое, психическое и социальное здоровье
что он признает главнейшим в жизни и чего вследствие этого он всего более желает» [с. 440].
Для Спинозы свобода тождественна блаженству души. Чтобы достичь этого состояния, должно развивать могущество разума (Ratio). При этом Спиноза подчеркивает, что хотя власть разума в ограничении и обуздании аффектов велика, она не безусловна. И все же каждый человек может достигать если не абсолютной свободы, то хотя бы меньше страдать от аффектов, если будет познавать их:
Должно заботиться о том, чтобы самый аффект был отделен от представления внешней причины и соединен с представлениями истинными... Влечения или желания, обыкновенно возникающие из подобных аффектов, не будут чрезмерными [с. 456].
Познание единичных вещей и самого себя способно ослабить силу аффектов. Однако наибольшую силу в борьбе с аффектами дает познание бога: «блаженство есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного (интуитивного) познания бога» [с. 393].
Руководствуясь разумом, люди способны устанавливать благоприятные отношения друг с другом, создавать общество, которое зиждется на законах и власти самосохранения, — т. е. государство. Спиноза неоднократно упоминает о естественности и пользе общения с людьми, взаимопомощи, симпатии. Не возбраняет разум радоваться жизни.
Конечно, только мрачное и печальное суеверие может препятствовать нам наслаждаться. В самом деле, почему более подобает утолять голод и жажду, чем прогонять меланхолию?.. Чем большему удовольствию мы подвергаемся, тем к большему совершенству мы переходим, т. е. тем более мы становимся необходимым образом причастными божественной природе. Таким образом, дело мудреца пользоваться вещами и, насколько возможно, наслаждаться ими (но не до отвращения, ибо это уже не есть наслаждение). Мудрецу следует, говорю я, поддерживать и восстановлять себя умеренной и приятной пищей и питьем, а также благовониями, красотой зеленеющих растений, красивой одеждой, музыкой, играми и упражнениями, театром и другими подобными вещами, которыми каждый может пользоваться без всякого вреда другому [с. 426].
Историк философии замечает, что Спиноза жил в полном соответствии со своими этическими идеями. Он не впадал в гнев или раздражение, никогда никого не обвинял, в спорах был вежлив и разумен. Помогая людям своими трудами освободиться от страха смерти, он и сам сохранил спокойствие в свой последний день жизни: подобно Сократу, он разговаривал со своим собеседником об интересующих его вопросах [8, с.

 



Hosted by uCoz