Психология здоровья (ч. 2)
Франкла, который утверждает, что человек, помимо прочих потребностей, обладает глубочайшим внутренним
1 Цит. по: ХъеллЛ.у ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 2003. - С. 288-290.
212
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
стремлением придать своей жизни как можно больше смысла. Эта «воля-к-смыс-лу» — специфически человеческое явление, у животных ее заменяют инстинкты. Смысл жизни каждого человека уникален и меняется на разных этапах его существования. Сама реальность ставит перед человеком задачи, которые могут составить смысл его жизни. Важно, чтобы человек увидел эти задачи и нашел среди них те, которые позволяют ему «актуализировать свою собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях»( Frankl V., 1973, р.44) Чувство утраты смысла своей жизни Франкл определяет как экзистенциальный вакуум, или экзистенциальную фрустрацию. Подобно тому как фрустрация иных потребностей может вести к клиническим неврозам, экзистенциальная фрустрация порождает специфический тип ноогенного невроза (от греч. noos — дух, ум, смысл). Существование таких неврозов подтверждено экспериментально. По данным, полученным с помощью специально разработанного опросника, около 20% пациентов клиник имеют ноогенный невроз по происхождению (Frankl V The Doctor and the Sole. From Psyhotherapy to Logotherapy. — Bantam books. Toronto-N-Y.-L., 1971 — P. XI), a 55% опрошенных не только среди пациентов, но и среди медперсонала переживают в той или иной степени экзистенциальную фрустрацию или экзистенциальный вакуум (Frankl V., 1973, р. 50). Причину этого Франкл видит в том, что «традиции, которые некогда поддерживали его [человека. — О. Д.] поведение, резко уменьшили свое значение, по крайней мере в отношении моральных обязательств» ((Frankl V., 1973, p.5).
Настороженное отношение к культуре характеризует психологов гуманистического направления. Истоки его в том, что на Западе, как писал А. Маслоу, сложилась исторически детерминированная тенденция негативно оценивать потребности человеческого существа, которые имеют так называемую животную природу. Как следствие, многие культурные институты устанавливаются для контроля, сдерживания, запрещения и подавления этой первоначальной природы человека (Maslow A. Psychological Data and Value Theory //New Knowledge in Human Values. — N-Y., 1959, p. 133-134). Напротив, именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят гуманистические психологи важнейшее условие душевного здоровья человека.