Психология здоровья (ч. 2)
Задача социальной адаптации и индивидуализации в работах Хиллмана не ставится как таковая. Хиллман настраивает человека на игры со своими фантазиями. Никаких критериев выбора внутренней позиции не устанавливается, поскольку не принимается во внимание существование внешней реальности, которой позиция личности может соответствовать или не соответствовать.
Более реалистичной представляется точка зрения другого последователя Юнга — А. Гуггенбюль-Крейга (Наивные старцы. Анализ современных мифов. — СПб., 1997). Он также полагает, что миф отражает реальное душевное переживание
216
Раздел II. Физическое, психическое и соииальное здоровье
и демифологизировать сознание в принципе невозможно. Однако он выделяет конструктивные и деструктивные мифы. Последние провоцируют неадекватное поведение индивида и общественные бедствия. Эти мифы должны быть развенчаны или уравновешены мифами с амбивалентным содержанием. Поскольку индивидуальные мифы являются частным вариантом коллективных, долг психологии, как полагает Гуггенбюль-Крейг, — выкристаллизовать ведущие мифы современности, продемонстрировать их тенденциозность и попытаться их уравновесить.
Итак, в концепции Юнга и его последователей раскрывается противоречивый характер влияния культуры на душевное здоровье человека и разрабатываются практические пути исцеления его внутреннего мира с опорой на богатое культурное наследие человечества.
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция
Излагаемая здесь концепция душевного здоровья опирается на разработанную Б. Г. Ананьевым теорию индивидуальности как системной целостности в неразрывности физических, психических и духовных ее проявлений. Индивидуальность, по Ананьеву, это относительно замкнутая система, «встроенная» в открытую систему взаимодействия с миром. Здесь «образуется взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и "я" — ядро человеческой личности» [1, с. 328]. В то же время именно согласованность мотивов, целей, ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматривается в философии и психологии как условие и проявление душевного здоровья.
Б. Г. Ананьев подчеркивал, что внутренний мир человека активно взаимодействует с окружением, перерабатывая опыт, полученный извне, формируя собственные позиции и убеждения, пути самоопределения, а затем в процессе эксте-риоризации «человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества» [1, с.