Психология здоровья (ч. 2)

Все имеет свою причину, свое основание; что же касается нашего собственного «Я», то парадокс заключается в том, что понятность нашего «Я» — лишь представление, складывающееся в исходной рефлексии.
На самом же деле человек — нечто наиболее сложное в мире, поскольку человеческая общность (люди) не результат клонирования некоего единого образца, а громадное разнообразие уникальных сущностных характеристик.
Гегель отмечал, что познание человеком самого себя осуществляется через определенные фазы, периоды, преодоление которых есть движение к самому себе, к знанию о себе как существе, противостоящем миру и другим людям. Этот путь определяет и образ жизни.
При этом ведущим, исходным способом и мотивом самопознания человека является не абстрактное созерцание некой нейтральной сущности, а, напротив, самопостижение, совершаемое под влиянием его страстей, влечений, вожделений, за которыми стоят его потребности, определяющие здоровый образ жизни. И это не безжизненное созерцание и абстракция, а принцип самой жизни.
Интерес для нас представляет рассуждение о человеке Иоанна Сан-Францис-ского: «Человека мучает собственное тело. Тело человеческое имеет свое собственное понимание счастья и горя, радости и печали. Телесные эмоции бывают для человека новым источником страданий и страхов» [11].
Иоанн Сан-Францисский говорит, что нравственное состояние человека становится особенно трудным, когда его душа включается в какое-либо коллектив-
Крикоров В. С. — д-р техн. наук, профессор, лауреат Государственной премии, автор 8-томного издания «Единый Космос» (Владивосток: Дальневосточное отделение АН СССР, 1987-2001).
Глава 11. Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения
269
ное зло мира (наркотики, алкоголь, агрессию и т. д.). Тогда люди начинают ненавидеть друг друга и истреблять в силу внешних признаков крови, расы, класса, происхождения или в силу различных изменяющихся идей — и это также образ жизни. Вопрос только в том, как это отражается на здоровье. В коллективном зле как образе жизни нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание психологически обычно не требует никаких поводов.
Что же разрушает здоровье, по словам Иоанна Сан-Францисского?
¦ Любовь к неверной и ничтожной славе.
¦ Любовь к неверным и быстро преходящим ценностям.
¦ Любовь к телесным наслаждениям и внешнему покою.
Эти три «пре-любви» человеческие, соединяясь в одном круге, концентрируются в страхе.
Здоровье человека, его образ жизни напрямую связан со страхом.

 



Hosted by uCoz