Психология здоровья (ч. 2)

Разумность в человеке проявляется в его способности постигать законы бытия и принимать их как необходимые. По мере того как разумность, т. е. дух, в человеке крепнет, индивид становится все более независимым от своей телесной природы и обретает душевное спокойствие. Совершенствование человека, таким образом, состоит в обретении им способности к верным суждениям и соответствующему поведению.
Поскольку, по Гегелю, процесс пробуждения Духа и рост разумности индивида и в масштабах истории человечества, и в рамках индивидуальной человеческой жизни происходит как освоение и созидание культуры, ясно, что именно культура становится у Гегеля основным инструментом гармонизации личности (и внутри нее самой, и между нею и окружающим миром).
Достаточно много внимания в своей работе уделял Гегель процессу развития разума, т. е. окультуривания индивида. Он доказывал, что поскольку разум — как проявление мирового духа — универсален, то развитие разума у конкретного человека сопровождается утратой им индивидуальных черт и субъективных проявлений — от особенностей темперамента и привычек до собственных желаний, если они не продиктованы голосом разума. Правильное образование, по Гегелю,
1 Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. Т. 3. — М., 1977. — С. 25-26. Все дальнейшие цитаты без особых указаний относятся к данному изданию.
200
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
приводит к тому, что человек лишается своеобразия в поведении, а суждения его соответствуют истине, какой она явлена на данном этапе самопроявления духа.
Для достижения этой цели необходимо, как утверждает Гегель, дисциплинировать поведение ребенка, не поощрять в нем никакого своеволия, сдерживать попытки самостоятельного рассуждения. В период юности задача воспитания состоит в том, чтобы субъективный юношеский идеализм сменился признанием того, что мир вокруг человека устроен по законам объективного разума и следует стремиться не к его переделке в соответствии со своими желаниями, но, напротив, к тому, чтобы деятельно включиться в уже существующую гражданскую жизнь. Гегель пишет, что для многих юношей такой переход от мечтаний к реальной повседневной рутине кажется весьма тягостным и зачастую сопровождается «ипохондрией». Однако превращение в «зрелого мужа» знаменуется тем, что человек отказывается от желания преобразовать мир и стремится к осуществлению своих желаний и интересов лишь в тех пределах и формах, которые предоставляет реальность.

 



Hosted by uCoz