Психология здоровья (ч. 2)
Если с помощью морали до соответствующих разумных пределов будут напряжены силы страсти так, чтобы они согласовывались между собой в нерушимой гармонии, если с помощью диалектики будет
202
Раздел II. Физическое; психическое и социальное здоровье
развиваться разум, то, возбужденные пылом муз, мы будем упиваться небесной гармонией (Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. Т. 1. - М, 1981. - С. 248-265).
В оптимистическом мировоззрении этого представителя эпохи Возрождения сила страстей не рассматривается как разрушительная для человека потому, что Пико делла Мирандола безгранично доверяет силе человеческого разума, а страсти оказываются для него выражением и условием полноты существования.
Ф, Ницше (1844-1900) яростно опровергает идею о разрушительном влиянии страстей на внутренний мир человека. Душевное здоровье для него, в отличие от античных авторов, не признак и условие нравственных достоинств, но выражение силы чувств, молодости, удовольствия от жизни. Стремление обуздать чувства с помощью разума Ницше расценивает как признак душевного нездоровья и слабости и упрекает в этом христианскую мораль:
Ненависть к «миру», проклятие аффектов, страх перед красотой и чувственностью... все это всегда казалось мне... самой опасной и жуткой из форм «воли к гибели» или, по крайней мере, признаком глубочайшей болезни, усталости, угрюмости, истощения, оскудения жизни... (Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм //Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., 1996. - С. 53).
Позиция Ницше — выражение концепции иррационализма, которая отрицает возможность разума в решении человеком его экзистенциальных проблем, преодолении душевных страданий и укреплении способности противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Эта концепция получила развитие в основном в конце XIX — начале XX вв. в трудах А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и некоторых других мыслителей. Их работы имеют значительную ценность для понимания сложности и противоречивости внутреннего мира личности. Однако психологи, осуществляющие практическую помощь страдающему человеку, обращаются в поисках теоретических оснований к рационалистической традиции, уходящей корнями в античную философию.
Душевное здоровье и культура в трудах психологов
Для психолога душевное здоровье — это прежде всего гармония человека с самим собой. Нарушения взаимоотношений с окружающими людьми рассматриваются как исток и проявление внутренней дисгармонии.