Психология здоровья (ч. 2)

Особое внимание Эпикура к проблеме страха смерти историки объясняют биографическими обстоятельствами. Философ с детства тяжело страдал от болезней и жил в предчувствии возможной кончины. Он пришел к выводу, что освободиться от страхов помогает «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение» [6, с. 212]. Благодаря рассуждениям мудрый человек понимает, что богам нет дела до людей, а «самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» [6, с. 209]. Еще одно условие атараксии — ограничение желаний. Мудрый человек выбирает то, что удовлетворяет его насущные потребности. Удовольствие, которое он при этом получает, полезно для телесного здоровья, а привычка к скромной жизни делает его свободным от страха перед неблагоприятными случайностями: «Величайший плод довольства своим [ограничения желаний] — свобода» [6, с. 224]. Эпикур предупреждал, что общественная жизнь опасна для того, кто ищет душевного покоя, отсюда его известный призыв: «Живи незаметно!» [6, с. 236]. Не следует, однако, противоречить сложившимся обычаям. В частности, это касается жертвоприношений. Эпикур считал, что боги в них не нуждаются, однако
мы... будем приносить жертвы благочестиво и правильно, по законам, нисколько не тревожа себя [обычными] мнениями относительно существ самых лучших и уважаемых... [т. е. богов]. Кроме того, мы будем свободны от всякого обвинения по отношению к высказанному мнению: ведь так можно жить согласно с природой» [6, с. 222-223].
Глава 8. Душевное здоровье и культура
189
По свидетельству современников, жизнь Эпикура соответствовала его принципам. Он владел домом и садом, в котором собирались сторонники его учения, поэтому его школу иногда называют «Садом Эпикура». Посещавшие его занятия образовали общину, куда входили не только ученики, но друзья, их дети, рабы и гетеры. Добровольные пожертвования поддерживали общину, жизнь в которой была весьма скромной. Пищей служили хлеб и родниковая вода, время проходило в мудрых беседах. Несмотря на физические страдания, Эпикур сохранял свое душевное здоровье благодаря философским занятиям. Марк Аврелий передает слова Эпикура, который утверждал, что, болея, он не вел с приходившими бесед о страданиях тела, а «продолжал вникать в природу первостепенных вещей, пользуясь случаем, следил за тем, как мысль, участвуя в таких телесных движениях, остается невозмутимой и охраняет собственное благо» (Марк Аврелий Антонин.

 



Hosted by uCoz