Психология здоровья (ч. 2)
Его теоретическую платформу часто обозначают как «фрейдомарксизм». Он опирался, с одной стороны, на идею о детерминированности человеческого поведения врожденными предпосылками «человеческой природы», а с другой — учитывал влияние общественной жизни и культурных моделей поведения на формирование личности. Фромм четко сформулировал свою позицию:
Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — это продукт культуры; по сути дела, сам человек — это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей (Бегство от свободы // Фромм Э. Догмат о Христе. - М., 1998. - С. 190).
По Фромму, сама природа человека предполагает наличие ряда потребностей, которые должны быть удовлетворены. Это:
¦ потребность в единстве с людьми, в социальных связях с ними;
¦ потребность в трансцендентализации, творчестве как способе выйти за собственные рамки, превратить себя из объекта в субъект творения;
¦ потребность в безопасности, в укорененности, узах, поддержке и тепле (первоначально обеспечиваемых матерью);
¦ потребность в идентичности, осознании себя субъектом своей жизни и деятельности;
¦ потребность в интеллектуальной ориентации в мире и в эмоционально окрашенной системе ценностей.
Фромм показывает, что есть несколько способов, которыми может быть удовлетворена каждая из этих потребностей, причем одни благотворны для человека, а другие — разрушительны. Так, например, потребность в социальных связях
Глава 8. Душевное здоровье и культура
209
может быть удовлетворена посредством подчинения или доминирования, однако оптимальными являются отношения любви, ибо лишь в любви удовлетворяется другая человеческая потребность — в независимости и интегрированности Я. Потребность в трансцендентном может быть удовлетворена либо через творчество, либо через разрушение, — но лишь творчество дает радость, в то время как деструкция причиняет страдания и себе и другим, и т. д.
Разница между различными ответами есть разница между душевным здоровьем и душевной болезнью, между страданием и радостью, между стагнацией и ростом, между жизнью и смертью, между добром и злом. Все ответы, которые могут быть расценены как добро, имеют то общее, что они согласуются с истинной природой жизни, которая является продолжающимся рождением и ростом... Ответы (на запросы) жизни, которые соответствуют реальности человеческого существования, ведут к душевному здоровью (Fromm Е. Values, Psychology and Human Existence //New Knowledge in Human Values.