Психология здоровья (ч. 2)
Физическое, психическое и социальное здоровье
и что из культуры прошлого он заимствовал для решения (чаще иллюзорного) своих психологических проблем.
В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни специально рассматривает специфические для Америки 1930-х гг. формы тревоги и невротических защит, показывая, что они порождены определенными экономическими и социальными факторами: принцип индивидуального соперничества, пронизывающий экономическую жизнь, порождает враждебную напряженность между людьми и установку на конкуренцию, ощущение эмоциональной изоляции. Внутренние конфликты порождаются также противоречиями, существующими в самой культуре: это противоречие между различными идеалами, существующими в обществе, в том числе между соперничеством и братской любовью, которая составляет основу христианской морали, глубоко усвоенной европейским человеком; между стимуляцией потребностей и фактической возможностью их удовлетворения; между утверждаемой свободой человека и ее ограничениями.
Хотя Хорни отмечает, что характер культуры отражается на материальных и социальных обстоятельствах жизни человека, внимание ее сосредоточено на духовной культуре. При этом феномены духовной культуры рассматриваются ею чаще всего как проявление защитных механизмов психики. В этом она наследует традицию, заложенную Фрейдом.
Хорни справедливо утверждает, что страх и тревога присущи всем людям и всем культурам. Они могут вызываться внешними опасностями со стороны природы и других сообществ, формами социальных отношений, культурными традициями (например, страх перед демонами, нарушениями тагзу и т. п.). Отвечая на эти страхи, люди изобретают различные формы защиты. В числе их Хорни называет громоотвод, страховой полис, ношение амулета, соблюдение ритуала и т. п., которые закрепляются в культуре и, как утверждает Хорни, «представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным образом» [14, с. 21]. Между тем невротические защиты также остаются в культуре, которая «вбирает в себя» основные модели поведения, установки, идеальные образы Собственного Я, соответствующие выработанным личностью защитным стратегиям.
В работах К. Хорни, особенно в последней книге «Невроз и личностный рост» (первое издание вышло в 1950 г.), приводится много жизненных наблюдений, доказывающих, что описанные ею стратегии решения внутренних конфликтов включены в качестве моделей поведения в общественные нравы, подкрепляются соответствующими текстами.