Психология здоровья (ч. 2)
Проводя аналогию между здоровьем телесным и душевным, античные мыслители утверждали, что философия способна избавить человека от душевных мук; более того, именно в этом состоит ее предназначение. Вот как говорил об этом Эпикур:
Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души [6, с. 232].
Человеческая душа, ее внутреннее устройство, отношение к эмпирической реальности и трансцендентному миру традиционно является сферой философских размышлений. Трактовка этих предметов закономерно связна с общими представлениями об устройстве мира и месте человека в нем, принятыми в той или иной философской системе. В отличие от науки, которая стремится добыть объектив-
Глава 8. Душевное здоровье и культура
177
ное знание, философия не ограничивается этой целью. Она пытается помочь человеку найти жизненные ориентиры, выстроить свое поведение. Эту же задачу решают мифология и религия. Б. Рассел так определяет специфику философии:
Философия... является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или Откровения [8, с. 9].
К приведенному высказыванию хотелось бы добавить следующее. Предметы, находящиеся в ведении религии, непостижимы в принципе, а не «до сих пор». Это делает философию и психологию — наследницу философии в поисках экзистенциальных ориентиров — открытыми тому опыту, который добывался мистическим созерцанием и непосредственным переживанием реальности человеческого бытия.
Значение религии для решения проблемы душевного здоровья особое. Христианская религия — одна из важнейших основ европейской культуры — помогала в прошлом и помогает сегодня многим верующим в обретении душевного здоровья. Но это, если можно так сказать, побочный результат ее миссии. Ведь главная задача религии — не излечивать душу, а спасать ее. Об этом, в частности, писал В. Франкл [10, с. 334-337].
В настоящее время психологи практически помогают людям укреплять душевное здоровье и исследуют содержание этого процесса в теоретических разработках. Совершенствованию этой деятельности помогает знание исторического опыта решения проблемы душевного здоровья. Чтобы написать сколько-нибудь полную историю философских воззрений на душевное здоровье, потребуются усилия многих исследователей и немалое время.