Психология здоровья (ч. 2)

14].
Однако внешний облик не должен привлекать к себе внимание окружающих:
...Не делай так, чтобы в одежде твоей или в образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. Избегай появляться неприбранным, с нестриженной головой и запущенной бородой, выставлять напоказ ненависть к серебру, стелить постель на голой земле — словом, всего, что делается ради извращенного удовлетворения собственного тщеславия. Ведь само имя философии вызывает достаточно ненависти, даже если приверженцы ее ведут себя скромно; что же будет, если мы начнем жить наперекор людским обычаям? Пусть изнутри мы будем иными во всем — снаружи мы не должны отличаться от людей [с. 9].
На душевный настрой влияет окружение, и не следует создавать себе излишние трудности:
Есть ли что суетливей форума? Но и там можно жить спокойно, если деться некуда. Хотя, если б можно было располагать собою, я бежал бы от одного вида, не только от соседства форума: как есть гиблые места, подтачивающие самое крепкое здоровье, так есть места вредные для тех, чей дух хотя и благороден, но еще несовершенен и до конца не излечен [с. 53].
Путешествие не помогает избавиться от душевных невзгод, поскольку человек везет с собой груз своих проблем:
Менять надо не небо, а душу 1... Зато когда ты избудешь эту беду, всякая перемена мест станет тебе приятна [с. 52].
Неоднократно возвращается Сенека к теме дружбы, обсуждая вопрос, нуждается ли в дружеских связях истинный мудрец. С одной стороны,
мудрому никто, кроме него самого, не нужен... Мудрому довольно самого себя, чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну [с. 17].
С другой стороны мудрый человек имеет потребность в друзьях:
К дружбе влечет его не собственная польза, а естественная тяга... Но хотя мудрец и любит, как никто, друзей, хотя он ставит их наравне с собой, а часто и выше себя, — все же он будет верить, что его благо в нем самом [с. 17].
Письма Сенеки к Луцилию носят ярко выраженный дидактический характер, и хотя их автор часто ссылается на личный опыт, делает он это лишь для того, чтобы придать большую достоверность своим поучениям. Иное предназначение имеют «Размышления» Марка Аврелия. По форме они более всего напоминают дневниковые записи. Наедине в самим собой человек размышляет о том, насколько правильно он живет; критерием же выступают принятые им основы стоической
192
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
философии, а целью — гармония с мирозданием и самим собой.

 



Hosted by uCoz