Психология здоровья (ч. 2)

480-524 гг.). Он жил в переломную эпоху, когда правление Западной Римской империей перешло в руки германских завоевателей. Весьма сложными были взаимоотношения между Восточной и Западной Римской империями, Римом и Константинополем: между ними существовали религиозные различия, которые зачастую проявлялись в форме явных конфликтов. Боэций принадлежал к старинной римской знати, получил блестящее образование и был автором оригинальных сочинений, а также переводов и комментариев трудов античных философов — Пифагора, Платона, Аристотеля и других. В Средние века именно труды Боэция служили источниками философской образованности. В течение многих лет Боэций преуспевал во всех областях жизни — философии, науке, искусстве, домостроительстве, политике. Некоторое время он занимал высокое положение при дворе остготского правителя Западной
194
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
Римской империи Теодориха. Однако по обвинению в тайных связях с Константинополем был заключен в тюрьму и приговорен к казни. В тюрьме Боэций написал труд, который в течение нескольких столетий оставался настольной книгой образованных европейцев, — трактат «Утешение философией». Современный исследователь наследия Боэция так формулирует лейтмотив этой книги: «Непредсказуемые превратности человеческой судьбы и величие возвышающегося над этой судьбой человеческого духа»1.
Начинается трактат с поэтического выражения скорби человека, утратившего привычные радости жизни и предвидящего грядущие горести. Внезапно перед его мысленным взором появляется в облике прекрасной женщины сама Философия. Она напоминает узнику, что давно заботилась о нем, просвещая его разум. В тюрьме Философия предстает перед ним как целительница душевных страданий, причем, как опытный врач, применяет разные способы воздействия на больного. Обратив внимание на то, какие сильные чувства овладели душой узника, Философия говорит:
...Так как смятение и многие страсти гнетут тебя, и разрывают тебе сердце гнев, скорбь и печаль, то при нынешнем состоянии твоей души не подходят тебе более крепкие лекарства. Поэтому мы сперва употребим более легкие средства, чтобы опухоль, затвердевшая от волнений и тревог, размягчилась от [их] воздействия, и ты обрел бы силы для принятия более действенных целебных средств2.
Затем Философия задает вопросы, ответы на которые очевидны для человека, воспитанного в духе античного представления о Божественном предопределении человеческой судьбы, и заставляет узника вспомнить эти истины.

 



Hosted by uCoz