Психология здоровья (ч. 2)
Современные специалисты по психотерапии и психопрофи-
226
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
лактике обнаруживают в опыте прошлого многие ценные методы лечения и предупреждения душевных страданий.
Следует отметить, что в настоящее время в тех странах, где еще сильно сказывается влияние религии на сознание людей, перед врачами, получившими классическое медицинское образование, ставится задача опираться в своей работе на знания традиционной космогонии, на представления об источниках и природе здоровья и болезни. «Совместно действуя, традиционные целители и врачи могут дополнять друг друга, обеспечивая широкую концептуальную структуру, внутри которой человеческое поведение может быть понято, и предлагая более широкий спектр средств для страдающего человека, чем мог бы обеспечить каждый из них поодиночке», — пишет Дж.'Вестермейер (Westermeyer I. Whether the Fresh Course? // Anthropology and Mental Health. Setting a New Course. — Chicago, 1976, p. 2).
Практически такой подход к лечению душевнобольных уже осуществляется. В Западной Африке доктор Т. Ламбо был первым, кто установил деловые отношения с местными колдунами и знахарями, «специализировавшимися» в области лечения психиатрических расстройств. А в Судане два врача заключили «сердечный союз» с местными муллами, к которым родственники психически больного обращаются в первую очередь. Муллы теперь направляют тех, кто страдает шизофренией, на консультацию к психиатрам, а сами довольно успешно врачуют больных с неврозами и истерическими реакциями (Кастерс Дж. Б. Что такое психическое здоровье? // Здоровье мира. — 1997. — Август. — С. 4-9).
Процесс секуляризации влечет за собой утрату многих явлений культуры, поддерживавших душевное здоровье людей: от системы моральных ценностей до конкретных приемов снятия психического напряжения (исповедь, молитва и т. п.). Такая ситуация сложилась, в частности, в настоящее время в высокоразвитых капиталистических странах Запада. В 1957 г. в Массачусетсском технологическом институте была проведена конференция «Новые знания в области человеческих ценностей». По материалам конференции издана книга. В предисловии к ней А. Маслоу пишет:
Этот том возникает из убеждения, что, во-первых, основной болезнью нашего времени является отсутствие ценностей; во-вторых, такое состояние представляет в наше время наиболее критическую опасность, чем когда-либо в истории» (Maslow A. Preface // New Knowledge in Human Values. - N-Y., 1959. - P. VII-X).
Выход из этого положения представители западной науки видят в создании научной этики, основывающейся на данных психологии, в деятельности психотерапевтов по преобразованию внутреннего мира страдающего человека, а некоторые (например, Эрих Фромм) утверждают необходимость социальных преобразований.