Психология здоровья (ч. 2)
Император Марк Аврелий Антонин был правителем, снискавшим уважение своих современников (не говоря о потомках, которые читали, перечитывали и комментировали его сочинение). Его отличала снисходительность к людям и требовательность по отношению к себе. Один из мотивов его записей — рассуждения о том, как не поддаться отчаянию от собственных недостатков, стремясь к совершенству, прощать других людей, принимать без ропота все обстоятельства жизни. Вот некоторые фрагменты его книги.
Остроте твоей они подивиться не могут — пусть! Но ведь есть много такого, о чем ты не скажешь: не дала природа. Вот и являй себя в том, что всецело зависит от тебя: неподдельность, строгость нрава, выносливость, суровость к себе, несетование, неприхотливость, благожелательность, благородство, самоограничение, немногоречие, величавость. Не чувствуешь разве, сколько ты мог уже дать такого, где никакой не имеет силы ссылка на бездарность и неспособность...?1
Не бросать дело с брезгливостью, не опускать рук, если редко удается тебе делать и то и это согласно основоположениям. Нет, сбившись, возвращаться снова и ликовать, если хоть основное человечно выходит, и любить то, к чему возвращаешься. И не приходить к философии как к наставнику, а так, как больной глазами к губке и яйцу, а другой к мази и промыванию. Тогда не красоваться будешь послушанием разуму, а успокоишься в нем [с. 25].
Каковое часто представляешь себе, такова будет и твоя мысль, потому что душа пропитывается этими представлениями; вот и пропитывай ее с упорством такими представлениями, что, где живешь, там можно счастливо жить [с. 26].
Другой погрешил чем-то против меня? Пусть сам смотрит — свой душевный склад, свои действия. А я сейчас при том, чего хочет для меня общая природа, и делаю я то, что хочет от меня моя природа [с. 27].
Жить с богами. А живет с богами тот, кто упорно показывает им, что душе его угодно уделяемое ей и что каждый делает то, чего желает его гений, коего, словно кусочек себя, Зевс каждому дал защитником и водителем. Дух и разум каждого — это он [с. 27].
Внимательно читая тексты философов стоического направления, можно увидеть, что в них обсуждается весь круг проблем (в том числе наиболее драматические — трагическая утрата, болезнь, смерть), которые в наше время находятся в сфере внимания экзистенциальных психологов. Глубокое внутреннее сходство имеют и способы решения этих проблем. Вот какими аргументами Марк Аврелий обосновывает необходимость смирения перед горестями жизни:
Как говорят, что назначил Асклепий такому-то конные прогулки, холодные умывания или ходить босым, точно так скажем: назначила природа целого такому-то болезнь, утрату или еще что-нибудь такое...Примем же это, как то, что предназначено Асклепи-ем.