Психология здоровья (ч. 2)
Душевное здоровье и культура
215
Самости. Юнг подчеркивал, что хотя подчинение конвенциям было закономерным для общества, в котором преобладает групповая жизнь и самосознание каждого человека как индивидуальности не развито, в настоящее время следование общественным стереотипам несет потенциальную опасность и для внутреннего мира человека, и для его способности к адаптации. Юнг полагал, что перед культурой стоит важнейшая задача — помочь человеку в обретении душевного здоровья через развитие его сознания, интеграцию сознания и бессознательного, актуализацию Самости и осуществление процесса индивидуации.
Нам представляется, что концепция Юнга, весьма продуктивная для понимания соотношения культуры и душевного здоровья человека, не лишена некоторой противоречивости. Так, Юнг определял душевное здоровье как проявление процесса индивидуации и противопоставлял ему путь следования религиозным, социальным и прочим конвенциям. Однако он же много писал о целительных возможностях мифов, ритуалов и религий. Далее, если согласиться с идеей Юнга, что душевное здоровье можно обрести лишь развивая в себе способность слышать голос Самости и учитывать его, пришлось бы сделать вывод, что душевно здоровых людей не было в традиционных обществах, где развитие индивидуальности не поощрялось. Наконец, трудно предположить, что человек, осуществляющий индивидуацию, не нуждается в какие-то периоды своей жизни в обращении к конвенциям.
Проблему соотношения культуры и душевного здоровья человека в рамках юнгианской парадигмы решают культурологи, психологи и практикующие терапевты.
Психотерапевтические функции мифов и ритуалов в традиционных обществах стали предметом изучения многих авторов, например; Э. Ноймана (Происхождение и развитие сознания. — М.; К., 1998), Дж. Кэмпбелла (Тысячеликий герой. — М.; К., 1997), М. Элиаде (Священное и мирское. — М., 1994; Аспекты мифа. — М., 2000), Э. Эдингера (Эго и архетип. Индивидуация и религиозная проекция психического. — М., 2000), К. Наранхо (Песни Просвещения. — СПб., 1997).
Другое направление исследований — роль мифа в жизни современного человека — разрабатывают не только теоретики, но и практики психологической помощи. Так, Дж. Хиллман (Архетипическая психология. — СПб., 1996; Исцеляющий вымысел. — СПб., 1997) рассматривает душу как архетипические образы. Процесс «созидания души» он трактует как создание мифа, направляющего человеческую жизнь, а задача психотерапевта, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь человеку изменить травмирующий миф или миф, слишком жестко определяющий цели его жизни.