Психология здоровья (ч. 2)
В их сочинениях отразились как увлечение античной философией, распространившееся в эпоху Возрождения, так и унаследованный опыт христианского мировоззрения и мирочувствования. Оказывал влияние на мыслителей и реальный опыт их жизни, также весьма разнообразный. Хотя в сочинениях европейских философов Нового времени превалирует традиционное отношение к душевному здоровью как безусловной ценности, в них можно встретить и скептическое отношение к стремлению обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Некоторые мыслители утверждают, что бесстрастие является показателем душевного благополучия, другие воспевают страсти как признак здоровья и силы души. Значительные расхождения существуют и в отношении к способности разума совладать с силой страстей. Различаются позиции разных авторов: одни усматривают путь к обретению душевного здоровья в том, чтобы слушаться своего внутреннего голоса, другие — ориентируются на существующие традиции и сложившиеся формы социальной организации. Не имея возможности сделать сколько-нибудь полный обзор этих взглядов, остановимся на некоторых из них.
Преемственность по отношению к античным идеям очевидна в концепции аффектов Бенедикта Спинозы (1632-1677 гг.). В его главной работе «Этика» две последние части («О человеческом рабстве, или О силах аффектов» и «О могуществе разума, или О человеческой свободе»), как нам представляется, имеют непосредственное отношение к теме душевного здоровья. Как явствует из текста, именно с подверженностью аффектам Спиноза связывает испытываемые человеком страдания; мудрый человек, преодолевший зависимость от аффектов, обретает безмятежность и свободу. В этом, как и во многих других моментах, позиция Спинозы имеет сходство с суждениями античных философов. Подчеркнем то, что характерно для его концепции. Спиноза определяет аффекты как
состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи таких состояний1.
Спиноза утверждает, что аффекты являются естественными проявлениями человеческой телесности и подчиняются общим законам природы. Однако подверженность человека аффектам делает его несвободным, поскольку он делает помимо своей воли то, чего совершенно не знает. Свободным же становится человек, руководствующийся разумом: он «следует только самому себе и делает только то,
1 Спиноза Б. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — СПб., 1999. — С. 335. Все дальнейшие цитаты без особых указаний относятся к данному изданию.
198
Раздел II.