Психология здоровья (ч. 2)

Есть в орфизме и идея верховного Единства — это обожествленная стихия: она выступает в разных текстах как мировое Лоно или Хронос. В орфизме разработана космогония и теогония, которая повествует о борьбе враждующих начал в пределах единого мироздания. Человек появляется в результате этой борьбы и несет в самом себе противоречие. По преданию, человек возник из пепла, в котором была перемешана божественная природа — прах сожженного Диониса — и титаническая. Таким образом, природа человека для орфиков изначально двойственна. Титаническое начало пробуждает в человеке стихийное начало, подчиняет его плоти, а Дионисова сущность делает свободным его дух. Эта трагическая дисгармония, как сказано в «Орфических гимнах», есть «многострадальных людей начало и первоисточник»1. Последователи орфического учения видели возможность обрести гармонию в том, чтобы слушаться голоса божества и развивать в себе Дио-нисово начало. Для этого были учреждены тайные мистерии, содержание которых остается скрытым до сих пор. Орфическая теософия строго разделяла душу и тело, причем все материальное и телесное считалось нечистым. Повседневная жизнь приверженцев этого учения подчинялась строгим правилам. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце, блюсти заветы добра в поступках. Запрещалось употреблять животную пищу, предписывалось соблюдать принципы аскезы. Б. Рассел пишет, что «благодаря влиянию этих сообществ возникла концепция философии как образа жизни» [8, с. 37].
В этот же период творит Пифагор, чья мудрость была столь прославлена, что некоторые современники считали его потомком самого Аполлона. В наше время о нем пишут как о великом ученом, философе и мистике. В наследии Пифагора причудливо сочетаются строгие математические расчеты и суеверия. Его учение носило эзотерический характер; последователи давали обет не разглашать содержание его бесед, и текстов после себя он не оставил. Восстановить доктрину Пифагора позволяют высказывания его современников и потомков. Его идеи имеют
1 Цит по: МеньА. В, История религии; В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 4. — M.f 1991 — 1992.-С. 52.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
179
непосредственное отношение к душевному здоровью, поскольку основным предметом размышлений Пифагора была гармония, которую он находил в устройстве мироздания, соотношении чисел, музыкальных созвучиях и человеческой душе. Пифагор первый использовал слово «космос», называя так Вселенную. Гармония Вселенной, по Пифагору, возникает благодаря согласованию враждующих сил, таких как свет и тьма, предел и беспредельное, покой и движение, хорошее и дурное, чет и нечет, мужское и женское и т.

 



Hosted by uCoz