Психология здоровья (ч. 2)

В отношении же влечений все обстоит сложнее. Защищая окружающих от покушения на их интересы, культура препятствует реализации многих желаний индивида, в том числе весьма сильных инстинктов — сексуальных и агрессивных. В «вынужденном отказе» заключается причина «недовольства культурой». Фрейд показывает и пути выхода из этого конфликта. Первый — совершенствование культуры в направлении смягчения запретов на удовлетворение некоторых желаний: достижения науки в перспективе увеличат власть человека над силами природы и облегчат удовлетворение человеческих потребностей. Второй — обогащение индивидов здоровым способом компенсации через механизм сублимации, иначе говоря — развитие способности к творческой самореализации в социально приемлемой форме. Третий — развитие человеческого разума и выработка научных и практических путей осознания и преодоления психологических конфликтов. В этом отношении психоанализ можно рассматривать как явление культуры, цель которого — помочь человеку в преодолении конфликтов, порожденных столкновением природы и культуры внутри человека.
А. Адлер, в отличие от Фрейда, мало пишет о влиянии культуры на душевный мир человека. Между тем его позицию по этому вопросу можно понять из отдельных высказываний в разных контекстах. Смысл ее в следующем. Показатель душевного здоровья — «вписанность» индивида в рамки своей культуры, его способность добровольно осуществлять тот образ жизни, который принят в обществе.
204
Раздел II, Физическое; психическое и социальное здоровье
Невротик, по Адлеру, проявляет нетерпимость к требованиям со стороны общества и отвергает «некоторые формы принуждения, которые нормальный человек вряд ли замечает», в том числе:
уважать, прислушиваться, подчиняться, говорить правду, готовиться к экзамену или сдавать его, быть пунктуальным, доверяться человеку, автомобилю, железной дороге, доверить дом, хозяйство, детей, супругу, самого себя другим людям, отдаваться домашним делам, работе, вступать в брак, признавать правоту другого, быть благодарным, заводить детей, исполнять свою половую роль или испытывать сексуальную привязанность, утром вставать, ночью спать, признавать равные права и положение другого человека женского пола, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве'.
Протест против этих требований Адлер объясняет стремлением невротика решить унаследованные от детского возраста проблемы:
Любой невроз может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства [с.

 



Hosted by uCoz