Психология здоровья (ч. 4)


Глава 19
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Теоретико-методологические подходы
к исследованию внутренней картины здоровья
Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным эталоном здоровья, имеющим сложную структуру [13]. Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. В. А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья [3]. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо подчеркивал В. Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни [6].
Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных исследований зарубежных и отечественных авторов.
Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению.
При исследовании внутренней картины здоровья необходим системный подход, предполагающий изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.
Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка.
Еще один не менее важный принцип исследования ВКЗ — личностный подход. В качестве концептуального оформления структуры ВКЗ целесообразно использовать представление о личности как о системе отношений, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях [11]. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни; эта связь проявляется в его действиях, реакциях, переживаниях. Отношения, характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выс-
438
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
тупают в качестве движущей силы развития личности. Наиболее важным в структуре отношений является отношение человека к себе, которое проявляется в самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе. Б. Г. Ананьев рассматривал отношение к себе как наиболее позднее образование, завершающее становление системы отношений личности и обеспечивающее ее целостность [1].
Кроме системы отношений, особое значение при исследовании ВКЗ ребенка имеет исследование личности с позиций теории деятельности и социальной ситуации развития, представленных в работах отечественных психологов. (Выготский Л.

 



Hosted by uCoz