Психология здоровья (ч. 4)
Другие исследователи эмпирическим путем показали, что социальные ресурсы часто уменьшаются, когда люди подвергаются воздействию стресса (Kaniasty и Norris, 1993). Еще одна группа ученых получила аналогичные данные о том, что
1 Данные из дипломной работы Старченковой Е. С. «Динамическое взаимодействие синдрома "выгорания" стратегий преодоления и профессиональной эффективности», выполненной под руководством доц. Водопьяновой Н. Е., 1998.
572
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
даже личностные, когнитивные ресурсы могут уменьшаться под воздействием стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру в собственные силы, например веру в собственную компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven, and Tice, 1998). В контексте стрессоустойчивости «вера» рассматривается как важнейший поддерживающий и «динамизирующий» личностный ресурс. Возможно, стрессовая ситуация бросает вызов энергии и мотиву, необходимым для того, чтобы применить этот ресурс.
В теории сохранения ресурсов Хобфолла (1989,1998) потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда имеет место потеря ресурса, другие ресурсы призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря «душевных» и социальных ресурсов, потеря субъективного благополучия — это путь к выгоранию и потере здоровья личности.
Контрольные вопросы
1. Назовите личностные, статусно-ролевые, корпоративные и профессиональные факторы риска выгорания.
2. Дайте определение «выгорания» и его негативных последствий для психосоциального здоровья личности.
3. Назовите индивидуальные последствия выгорания.
4. Определите основные симптомы выгорания.
5. Перечислите основные причины выгорания специалистов, ориентированных на работу с людьми.
6. Определите основное содержание модели Перлмана и Хартмана о взаимодействии организационных и личностных факторов риска выгорания.
7. Назовите личностные и поведенческие ресурсы преодоления выгорания.
8. Определите основные положения теории сохранения ресурсов Хобфолла.
9. Раскройте понятие социальной поддержки как ресурса стрессоустойчивости.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М., 1980.
2. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли чело-векознания // Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — № 1.
4. БурлачукЛ.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.
1 Hobfoll S. Е. Stress, culture, and community. The psychology and philosophy of stress. — New York: Plenum, 1998; Hobfoll S.