Психология здоровья (ч. 4)

Они глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются необоснованные страхи.
3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутрилич-ностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность и пр. [10].
Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих неврозами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития [11]. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий патогенное, болезненное влияние на личность ребенка. Психические травмы могут быть двух видов — ситуационные и пролонгированные. К ситуационным относятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наибольшее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические) травмы. Они
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков
449
могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повышенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повышенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительности. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь» [9].
Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напряженности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон настроения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряженность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впоследствии может способствовать формированию деструктивного (разрушительного) поведения.
Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависимое) поведение. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: наркотическую зависимость и алкоголизм, курение, компьютерную зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположены дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами.

 



Hosted by uCoz