Психология здоровья (ч. 4)

Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Идеальное «Я», в отличие от реального, складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1998).
Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у ребенка.
Когнитивный компонент включает в себя знания ребенка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприятие ребенка своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.) Когнитивный компонент не только формирует представление ребенка о самом себе, но и включает отношение ребенка к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения ребенка, особенностей его воспитания и жизненного опыта.
Эмоционально-оценочный компонент (самооценка) отражает результаты сравнения знаний ребенка о себе с другими детьми. Онтогенез оценочных образов «Я» связан с формированием у ребенка дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими. Аффективная оценка представлений ребенка о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у него более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могу быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в адаптации ребенка к окружающей действительности.
Образ «Я» и отношение ребенка к здоровью различны на разных возрастных этапах.
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков
441
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка
В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе:
¦ младенческий (до 1 года);
¦ раннее детство (2-3) года;
¦ дошкольный (4-5 лет);
¦ младший школьный (6-10 лет);
¦ подростковый (11-14 лет);
¦ старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет).
В младенческий период физическое неблагополучие ребенка проявляется в его многочисленных аффективных реакциях: крики, двигательное беспокойство и пр.

 



Hosted by uCoz