Психология здоровья (ч. 4)
На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.
Для дополнительной интерпретации полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей теста A VEM польских и немецких студентов. В результате этого были установлены статистически значимые различия по отдельным шкалам опросника (табл. 20.3)
Таблииа 20.3
Средние значения и стандартные отклонения шкал AVEM популяции польских и немецких студентов
Шкала
М
SD
Польша
Германия
Польша
Германия
iV- 155
N= 155
ЛГ*342
В А -
- Субъективное значение деятельности**
5,12
4,53
1,62
1,59
BE-
Профессиональные притязания**
6,36
5,50
1,60
1,61
VB-
- Готовность к энергетическим затратам**
5,39
3,78
1,68
1,80
PS-
Стремление к совершенству**
4,88
4,27
1,67
1,80
DF-
¦ Способность к поддерживанию
дистанции по отношению к работе**
5,48
5,94
1,67
1,80
RT-
Тенденция к отказу в ситуации неудачи**
5,60
4,92
1,95
1,91
OP-
- Активная стратегия решения проблем
4,20
4,44
2,11
1,87
IR~
Внутреннее спокойствие и равновесие**
4,65
5,28
1,97
2,02
Глава 20. Психическое здоровье студентов
475
Окончание таблииы 20.3
Шкала
М
SD
ЕЕ — Чувство успешности в профессиональ-
ной деятельности**
3,88
4,59
2,08
2,19
LZ — Удовлетворенность жизнью*
4,52
5,01
1,95
2,03
SU — Чувство социальной поддержки**
5,17
5,97
1,89
1,97
Примечание: * — р < 0,5; ** — р < 0,1
Существенные различия между стратегиями поведения польских и немецких студентов наблюдаются в сфере профессиональной активности: первых характеризует повышенная склонность к энергетическим затратам по сравнению с группой немецких студентов. Одновременно обращает на себя внимание низкая способность польских студентов к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к деятельности, т. е. высокая вовлеченность в проблемы учебной среды при недостаточных умениях организации своей работы и свободного времени. Это позволяет обяснить высокое участие неблагоприятных для психического здоровья типов поведения А и В.
Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов.