Психология здоровья (ч. 4)

Проиллюстрируем сказанное на примере сенсорной изоляции, которая предполагает нахождение человека (и осуществление им профессиональной деятельности) в социально обедненной среде. В таких условиях работают экспедиции полярников, геологические партии, дальняя авиация, космонавты, участники автономного плавания и др.
Под воздействием сенсорной изоляции у человека могут возникнуть необычные психические состояния. Сначала они носят функциональный, обратимый характер, но при значительном увеличении сроков изоляции переходят в патологические и проявляются в виде нервно-психических заболеваний (неврозы, психозы). Нарушения в сфере перцептивных процессов, находящие выражение в виде обманов чувств (иллюзии, галлюцинации), наиболее типичны для сенсорной изоляции. Изменения в эмоциональной сфере могут быть связаны с переживаниями апатии, тоски, тревоги, страха, скуки.
Характерные изменения отмечаются в сфере самосознания: они могут выражаться в утрате единства «Я», в чувстве его раздвоения [3]. Этот феномен развивается как результат саморегулирования отношений с самим собой в условиях одиночества, при отсутствии или существенном ограничении межличностного* контакта. Он может проявляться в виде спонтанной речевой активности: моноло-
502
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
гах (деятельность комментируется вслух); диалогах (разговор, спор с самим собой и т. п.); ведении дневников и др. В условиях изоляции привычные для человека формы общения нарушены, и он вынужден приспосабливаться к новым для него условиям существования, обращаясь к новым (нетипичным) механизмам регулирования своего поведения (речь из внутренней становится внешней). Установлен ряд индивидуально-психологических особенностей, которые способствуют снижению адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции. К ним относятся:
¦ преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирование чувственного отражения (тип «художников» по И. П. Павлову);
¦ эгоцентрическая направленность личности;
¦ склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений;
¦ высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне);
¦ повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность;
¦ недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям.
С другой стороны, выявлены и такие индивидуально-психологические особенности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данного стрессора. Это:
¦ хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней;
¦ исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомыми явлениями);
¦ целенаправленность;
¦ уверенность в своих силах;
¦ умение подавлять неприятные ощущения;
¦ умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию;
¦ самоуправление (самоконтроль, самообладание); чувство юмора.
Понятно, что наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профессиональной деятельности, выявления специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и тех, кто наделен функциями управления организациями, должен быть поиск соответствующих решений по обеспечению защищенности работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности.

 



Hosted by uCoz