Психология здоровья (ч. 4)
Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше переживание фрустрации в процессе трудового дня, тем выше эмоциональное истощение, деперсонализация (негативизм и отстраненность от клиентов) и больше редукция личных достижений (деформация отношений к самоэффективности).
На основе обобщения имеющихся в литературе данных перечень корпоративных факторов риска выгорания, кроме вышеназванных, может быть дополнен следующими характеристиками организационной среды:
¦ несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
¦ негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура;
1 Baron R. A. Behavior in organizations. — Boston, 1983.
2 Данные из дипломной работы Кныш О. А. «Психическое выгорание, оптимизм и психологический климат в коллективе», выполненной под руководством доц. Водопьяновой Н. Е. (СПб., 2001).
3 Данные из дипломной работы «Психическое выгорание и фрустрация работников сферы обслуживания* Чеканова Е. Л. (СПб., 2001).
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления
553
¦ внутрифирменные конфликты;
¦ дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
¦ отсутствие свободы планирования;
¦ жесткий контроль, мешающий инициативности и творчеству;
¦ отстраненность от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации.
Перлман и Хартман1 предложили модель, которая определяет личностные и организационные переменные, связанные с выгоранием. Согласно их модели, три измерения выгорания отражают три основных класса реакций на стресс (симптоматические составляющие стресса):
¦ физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
¦ аффективно-когнитивные реакции, сфокусированные на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
¦ поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах поведения (дезадаптация, сниженная рабочая продуктивность).
Данная модель рассматривает выгорание как следствие взаимодействия когнитивно-перцептивной интерпретации рабочего и социального окружения (среды) работником, его индивидуальных характеристик и типов преодолевающего поведения.
В модели рассматриваются четыре стадии стресса.
Первая стадия — напряженность, определяется степенью дополнительных усилий для адаптации, которых ситуация требует от субъекта. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Первый тип: навыки и умения субъекта недостаточны, чтобы соответствовать воспринимаемым или реальным организационным, статусно-ролевым или профессиональным требованиям. Второй тип: работа может не соответствовать ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда.