Психология здоровья (ч. 4)

Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.
Низкий уровень социальной поддержки в сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.
Ранняя профилактика психического здоровья студентов
Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника A VEM указывают на высокую вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Ранняя диагностика индивидуальных резервов индивида может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления трудных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования студенческой среды.
Исходным пунктом планирования профилактики стресса в студенческой среде может быть концепция когерентности Антоновского. Восприятие ближайшего окружения как доброжелательного, имеющего высокое личностное значение, ожидание положительного подкрепления, антиципация положительных эффектов своей деятельности расширяют социально-психологическую компетентность индивида и снижают опасность появления симптомов выгорания. Целью психологической профилактики стресса в студенческой среде является формирование умений активного преодоления стресса, формулирования близких и далеких целей деятельно-
476
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
сти, повышение самоконтроля и регуляции собственной активности, способности к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к профессиональной среде.
Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:
1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы?
2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации?
3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения?
4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом?
5. Что я переживаю в таких ситуациях?
6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций?
7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения?
8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них?
9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций?
10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов
В исследованиях стратегий преодоления стрессовых ситуаций, т.

 



Hosted by uCoz