Психология здоровья (ч. 4)

Жизненный путь человека и его здоровье
Внутренняя картина здоровья формируется у ребенка в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты.
Развитие ВКЗ ребенка осуществляется поэтапно и по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляясь в его поведении.
Содержательно-структурные характеристики внутренней картины здоровья определяются особенностями психологической защиты личности ребенка.
В связи с вышеизложенным рассмотрим основные направления психологической помощи ребенку с искаженной внутренней картины здоровья.
Психологическую помощь детям с искаженной внутренней картиной здоровья мы рассматриваем как сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:
¦ на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллективе сверстников;
¦ на формирование системы ценностных установок и ориентации;
¦ на развитие Я-концепции (самосознание, самооценки, самоотношение);
¦ на смягчение эмоционального,дискомфорта и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи с искажением Я-концепции;
¦ на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Сложность и своеобразие ВКЗ у ребенка и подростка требует соблюдения основных принципов психологической помощи. Это принцип индивидуального подхода к ВКЗ ребенка с учетом всех факторов ее формирования: биологического, индивидуально-типологического, психологического, социально-психологического и принцип комплексного подхода с привлечением к психологической помощи педагогов, родителей, социальных и медицинских работников.
Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.
1. Общий уровень психологической помощи включает:
-Ф организацию жизнедеятельности ребенка в школе и в семье с учетом его психофизических особенностей;
•Ф- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями;
¦Ф- просветительную работу, направленную на знакомство ребёнка и подростка с проблемами физического и психического здоровья.
2. Частный уровень психологической помощи представляет собой систему психологических воздействий, направленных на формирование адекватного отношения ребенка к себе и своему здоровью. Сюда входят:
-Ф- формирование адекватного самовосприятия;
-Ф- развитие самооценочного компонента личности ребенка или подростка; -Ф развитие самоуважения и адекватных способов межличностного взаимодействия.
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков
459
3. Специальный уровень психологической помощи направлен на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включает следующие задачи:
изменение родительских установок и позиций по отношению к здоровью ребенка;
4> устранение вторичных личностных реакций, связанных с искаженным
представлением ребенка о своем здоровье; •Ф- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на
особенности здоровья и развитие продуктивных защитных механизмов.
Все уровни психологической помощи взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.
Формы организации психологической помощи зависят от поставленных перед психологом задач.

 



Hosted by uCoz