Психология здоровья (ч. 4)
С этой целью он задает себе контрольные вопросы, например: «Не выгляжу ли я сейчас взволнованным?»; «Не слишком ли я жестикулирую?»; «Не говорю ли я излишне тихо (или, наоборот, громко)?» и т. п. Если самоконтроль фиксирует рассогласование, то этот факт служит толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Воздействия на собственные эмоции могут носить и упреждающий (в некотором смысле профилактический) характер. Это значит, что еще до появления явных признаков нарушения эмоционального равновесия, но предвидя вполне реальную возможность такого события (ситуация опасности, риска, повышенной ответственности и др.), человек с помощью специальных приемов самовоздействия (самоубеждения, самоприказа и т. д.) стремится предотвратить его наступление. Таким образом, можно заключить, что практическая реализация самообладания как свойства личности осуществляется по гомеостатическому принципу (Никифоров, 1989).
Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего профессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое охватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенческих реакций состояние стресса может проявиться в виде:
¦ характерных особенностей мимики и пантомимики;
¦ скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение);
¦ особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;
¦ непроизвольных движений глаз;
¦ изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение);
¦ выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса;
¦ неадекватных поступков и ответов на вопросы;
¦ нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей;
¦ резкой смены настроения и др.
Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в условиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показателей, к которым относятся, например:
¦ время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движущийся объект;
¦ острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;
¦ критическая частота слияния мелькания;
¦ показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зрительные стимулы;
Глава 21. Психология профессионального здоровья
501
¦ точность усилий;
¦ характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем);
¦ координация и точность движений;
¦ данные глазомера;
¦ показатели тремометрии и др.
Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируются путем измерения следующих показателей:
¦ частота и ритм сердечных сокращений;
¦ величина артериального давления;
¦ показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха);
¦ показатели температуры тела;
¦ зрачковый рефлекс;
¦ кожно-гальваническая реакция;
¦ величина потоотделения;
¦ показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромио-граммы.
Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут использоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др.
В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение особенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятельности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора.