Психология здоровья (ч. 4)
По мнению К Маслач, организационные причины, характер и состояние работы несут в себе больше потенциального риска выгорания, чем личностные характеристики работников.
В сравнительном исследовании преподавателей, которые отождествляли себя либо с «профессионально выгоревшими», либо с «профессионально обновленными», Метц (Metz,1979) обнаружил, что большинство мужчин в возрасте 30-49 лет считали себя «выгоревшими», а большинство женщин того же возраста — «профессионально обновленными». «Профессионально обновленные» преподаватели воспринимали административную поддержку и взаимоотношения с сослуживцами как значимый источник «обновления» по сравнению с группой считавших себя «выгоревшими».
552
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
В результате нашего исследования торгового персонала (80 продавцов, средний возраст 38 лет) были обнаружены значимые корреляции между уровнем организационного стресса по шкале Мак-Лина1 (1983), эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений. Это подтверждает мнение зарубежных исследователей о том, что организационная среда может выступать в качестве первостепенного фактора риска в развитии синдрома выгорания. В случае высокого организационного стресса рабочая атмосфера становится фрустрирую-щим фактором для работников, что приводит к переживаниям ими психологического дискомфорта и негативизма по отношению к тем, кого они обслуживают (клиенты, покупатели и др.). В той же группе продавцов нами были обнаружены корреляции эмоционального истощения и деперсонализации с неудовлетворенностью поведением покупателей, а также связь эмоционального истощения с фрустрацией продавцов на рабочем месте [5].
Неудовлетворенность психологической атмосферой и выгорание. В результате исследования брокеров и аналитиков инвестиционной компании (общее количество 50 человек, средний возраст 37 лет) обнаружилась положительная связь между уровнем выгорания и неудовлетворенностью психологической атмосферой в организации2. Удовлетворенность психологической атмосферой оценивалась с помощью методики А. Ф. Фидлера. Исследование показало, что чем больше «деперсонализация», тем больше неудовлетворенность психологической атмосферой и меньше оптимизм (по шкале «бодрость — оптимизм», Водопьянова Н. Е., 2001). Аналогичные связи между показателями выгорания, оптимизмом и удовлетворенностью атмосферой в коллективе были обнаружены в исследовании 150 работников сферы обслуживания: администраторов, косметологов, инструкторов фитнесс-центров3. Очевидно, пессимизм как негативное мироощущение (жизненный настрой) опосредует неудовлетворенность в сфере взаимоотношений с коллегами и деформацию отношений с клиентами, что проявляется в показателях выгорания по фактору деперсонализация. К потенциальным факторам риска выгорания относится также уровень фрустрации работников сферы обслуживания.