Психология здоровья (ч. 4)

Как правило, родители на первых этапах консультирования пытаются избежать обсуждения конфликта, а чаще обращают внимание психолога на симптомы (страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и пр.) Сопротивление родителей проявляется в различных формах. Нередко родители забывает детали предыстории проблем, которые могли бы пролить свет на суть психологического конфликта у ребенка. Например, возникновение страха болезни у ребенка может быть связано с изменениями жизни семьи, системы отношений, но мать об этом даже не упоминает в беседе, хотя такая информация весьма существенна для понимания природы фобии ребенка. Психолог в процессе консультирования должен учитывать такие особенности поведения родителей и не затрагивать неприятные темы на начальных этапах консультирования. Нередко причиной сопротивления у родителей может быть их дилетантское увлечение психологией. Они много читают психологическую и медицинской литературу, стремятся самостоятельно, без помощи специалиста испробовать все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам. Психологу важно разобраться в истинных мотивах обращения к специалисту. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые агрессивно и враждебно настроены на процесс консультирования. Очень важно понять причины такого состояния у них. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными. Чаще всего они связаны с неадекватными представлениями родителей о задачах психологического консультирования. Если врач направляет ребенка на консультацию к психологу, то они переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Такие установки родителей негативно влияют на отношение детей к психологическому консультированию. Нередко сам психолог провоцирует враждебность у ребенка длительным бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и пр. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за ней скрывается тревожность. В таких случаях необходимо помочь ребенку разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность. С этой целью используются разнообразные, доступные ребенку игровые методы, которые способствуют адекватному отражению чувств и переживаний. Гораздо чаще в процессе консультировании встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации, и психолог должен помочь им вербализировать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования.
Основная цель коммуникативного блока — установление оптимальных взаимоотношений всех участников консультативного процесса, а также формирование новых приемов и способов их общения и поведения.

 



Hosted by uCoz