Психология здоровья (ч. 4)

директор Центрального института педологии профессор Н. А. Рыбников высказал немало ценных мыслей и наблюдений, которые нашли отражение в современной теории и практике профессионального самоопределения (Психология и выбор профессии //На распутье / Под ред. М. А. и Н. А. Рыбниковых. — М., 1917). Автор делает акцент на «самознании» как определяющем условии адекватного выбора профессии. Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты. Школа и семья, как отмечает Рыбников, практически не помогают молодому человеку в развитии этой самопознающей способности (самоанализа). Он обращает внимание на то, что в неправильном выборе профессии нередко повинны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание молодого человека, а на преходящие факторы (заработок, преемственность профессий в семье, доступность получения профессии и т. д.). Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Автор указывает и на большую долю случайного выбора профессии: по совету товарищей, знакомых, по причине поверхностной привлекательности профессии и т. д. В настоящее время считается, что на процесс профессионального самоопределения наиболее сильное влияние оказывают несколько факторов.
¦ Интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии. Статистический анализ показывает, что менее 40% выпускников при выборе профессии руководствуются специально полученной информацией о профессии, в которой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся сведения о ее содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов.
¦ Индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы.
¦ Уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость.
¦ Состояние здоровья.
¦ Ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средств массовой информации.
Профессиональная подготовка
За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью
Глава 21. Психология профессионального здоровья
487
профессиональных знаний, умений и навыков. Организация профессиональной подготовки обусловливается характером самой деятельности и основывается на анализе ее психологического содержания. Профессиональная подготовка протекает тем успешнее, чем более всесторонне и глубоко реализуются общие психолого-педагогические принципы:
¦ обеспечение единства обучения и воспитания;
¦ построение учебного процесса на основе сознательного и активного участия обучаемых;
¦ наглядность и доступность изложения учебного материала;
¦ систематичность, последовательность построения процесса подготовки;
¦ учет индивидуальных особенностей обучаемых;
¦ обеспечение контроля за прочностью усвоения и характером протекания профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка обязательно включает теоретическое обучение, основная цель которого — формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний.

 



Hosted by uCoz