Психология здоровья (ч. 4)

¦ Группа 3 — эмоциональное отвержение. Для матерей этой группы ребенок, как правило, был нежеланным. Некоторые матери испытывали эмоциональный стресс в связи с уходом мужа, безразличием родственников к судьбе ребенка. Многие матери свое психическое состояние в первые три года после рождения ребенка оценивали как негативное, обращали внимание на высокую загруженность, переживания, дискомфорт.
Внутри 3-й группы нами были выделены две подгруппы матерей: матери с открытым и скрытым эмоциональным отвержением ребенка. При открытом эмоциональном отвержении матери утверждали, что не испытывали любви и радости при общении с ребенком, что ребенок мешал им в реализации их жизненных планов. Скрытое эмоциональное отвержение внешне проявлялось в заботе о здоровье ребенка. Такие матери часто предъявляли претензии медсестрам яслей, няням, бабушкам, что они плохо следят за ребенком. Самооценка здоровья детей оценивалась по методике Дембо—Рубинштейн, адаптированной Прихожан, а также в процессе направленных бесед с ребенком. Ребенку предлагалось оценить свое здоровье, свой ум, свой характер и счастье в настоящем и будущем на бланке, разделенном четырьмя вертикальными линиями размером 10 см. В обследовании участвовали дети в возрасте от 6 до 8 лет. Результаты показали, что наиболее низкий уровень самооценки по всем показателям, в том числе и здоровья, наблюдался у детей матерей 3-й группы (эмоциональное отвержение ребенка). У детей матерей 1-й группы отмечался более высокий уровень самооценок, в отличие от детей 3-й группы, но наблюдалась тенденция к уменьшению самооценок здоровья в отличие от других самооценочных характеристик (ум, счастье, характер). Эти данные указывают на неудовлетворенность детей своим здоровьем и повышенную заботу о нем. У детей матерей с умеренными эмоциональными контактами (2-я группа) наблюдался гармоничный уровень самооценок по всем четырем показателям: (здоровье, характер, ум, счастье), что отражает гармоничную структуру их личности. Полученные нами данные убедительно показали позитивное влияние ранних эмоциональных контактов на оценку и отношение ребенка к своему здоровью [9].
Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние качества, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на втором году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зеркале. Льюис и Брукс-Ганс провели интересный эксперимент. Малышей в возрасте от 9 до 24 месяцев подводили к зеркалу и показывали им самих себя. Затем матери незаметно пачкали детям носы красной краской, после чего их снова подводили к зеркалу. Дети младше 21 месяца, увидев себя в зеркале, никак не реагировали на испачканный нос, а большинство детей 22-24 месяцев дотрагивались до носа. Эти данные указывают на то, что уже в этом возрасте дети реагируют на свой внешний облик и осознают явное различие между собой и другими людьми.
444
Раздел IV.

 



Hosted by uCoz