Психология здоровья (ч. 4)

Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познавательная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности.
Итак, ВКЗ ребенка — важная составная часть его Я-концепции, представляющая собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребенка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.
Первый этап охватывает период младенчества. Условно его можно назвать этапом эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность — основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в последующие годы.
Второй этап — этап формирования идентичности и подражания — охватывает период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе подражания им.
448
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
Третий этап — этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального отношения к нему — наблюдается у детей дошкольного возраста.
Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью (младший школьный возраст).
Пятый этап — социальная установка личности подростка на свое здоровье, включающая в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка
Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. В зависимости от направленности конфликта выделяются три группы детей с эмоциональными нарушениями:
1. Дети, эмоциональные проблемы которых связаны в основном с межличностными отношениями. Они отличаются повышенной возбудимостью, что проявляется в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные аффективные реакции у них могут возникнуть по любому, даже малозначительному поводу.
2. Дети с выраженными внутриличностными конфликтами отличаются повышенной тормозимостью нервных процессов, слабо выраженной общительностью.

 



Hosted by uCoz