Психология здоровья (ч. 4)
Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффективное™, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конфликтов.
В результате нашего исследования дети младшего школьного возраста были разделены на три группы:
¦ группа 1 — адекватное отношение к здоровью;
¦ группа 2 — повышенное внимание к своему здоровью;
¦ группа 3 — пренебрежительное отношение к своему здоровью.
В первой группе детей не наблюдалось значимых расхождений в реальной и идеальной самооценке здоровья. Уровень психической адаптации детей был достаточно высоким. Это проявлялось в низком уровне тревожности и фрустрационной напряженности, в высоких показателях самоконтроля поведения, в общей эмоциональной устойчивости. По наблюдениям педагогов, дети этой группы внимательно относились к своему здоровью, самостоятельно (и постоянно) соблюдали гигиенические нормы и правила, отличались аккуратностью, собранностью. То есть отношение к здоровью у них проявлялось не только на эмоциональном, но и поведенческом уровне.
450
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
Дети второй группы отличались повышенной тревожностью, мнительностью, у них отмечалось выраженное расхождение между реальными самооценками здоровья и актуальными за счет заниженных реальных самооценок. По заключению врачей, все дети этой группы были практически здоровы, регулярно посещали школу, редко болели, не страдали хроническими заболеваниями.
Дети: третьей группы высоко оценивали свое здоровье. У них не наблюдалось достоверных расхождений между реальными и идеальными самооценками здоровья, они были вполне удовлетворены своим здоровьем. В структуре личности у детей этой группы наблюдалась выраженная дисгармония: на фоне высокой общительности, социальной смелости отмечался низкий уровень самоконтроля поведения. В ситуациях конфликта преобладали импунитивные (уход от конфликта) реакции, тенденции к эмоциональному замыканию и разрешению конфликта за счет других. Педагоги отмечали дезадаптивное поведение у большинства детей этой группы. У некоторых из них наблюдались склонности к аддиктивному поведению. Они нюхали клей «Момент», курили.
Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, негативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе. Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно. Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка.