Психология здоровья (ч. 4)
Теоретическое обучение сочетается или сменяется практической подготовкой, т. е. собственно процессом тренировки, нацеленным на формирование у обучаемого необходимой системы профессиональных умений и навыков.
Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется труднопоправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье работника.
Как уже говорилось выше, в ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение. Работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, по мнению Г. Спенсера, достойна не похвалы, а порицания. Это суждение авторитетного философа в полной мере сохраняет свою справедливость, когда мы говорим о профессиональном пути человека, в том числе и о периоде его профессиональной подготовки. Цели любой образовательной системы ни в коей мере не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых. Благо нам принесет только такое образование, подчеркивал X. Гуфеланд (1996), которое предоставит возможность человеку наиболее полно совершенствоваться в физическом и нравственном отношении. Эта мысль находит продолжение в тех задачах, которые ставятся сегодня перед валеологическим сопровождением образовательного процесса. Его основная ориентация подчинена всемерному содействию всем субъектам обучения в формировании их здоровья. Жизнь и здоровье — главные ценности, а само образование должно быть подчинено обогащению этих ценностей [2].
Профессиональное долголетие будущего специалиста должно закладываться уже на этапе профессиональной подготовки. Решение этой задачи в значительной степени находится в руках самого субъекта обучения. Для этого он должен соот-
488
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
ветствующим образом научиться организовывать свое поведение, уделив в нем особое место программе профессионального самосохранения [6]. Эта программа предусматривает целый комплекс мер, которые человек должен осуществлять по отношению к себе, опираясь на необходимые знания и умения. Сохранение целостности личности, ее здоровья — главный результат успешной реализации такой программы. Наполнение конкретным содержанием программы профессионального самосохранения есть процесс достаточно индивидуальный, ибо в этом деле не может быть каких-то раз и навсегда заданных стандартных решений. Вместе с тем можно было бы отметить ряд пунктов такой программы, которые ориентированы на поддержание физического и психического здоровья человека, включенного в профессиональную деятельность.