Психология здоровья (ч. 4)

С; Эльконин Б. Д.; Божович Л. И. и др.)
Л. С. Выготский впервые ввел понятие «социальная ситуация развития», которую он рассматривал как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, как источник формирования личностных свойств и качеств. Социальная ситуация развития — важнейшая характеристика возраста, оказывающая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья.
Принципом изучения ВКЗ является и возрастной подход. Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития. Качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ребенка и ведущего вида деятельности. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода.
Представленные методологические подходы к ВКЗ имеют несомненное значение при психологическом анализе внутренней картины здоровья ребенка.
ВКЗ — составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представления человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других — пренебрежение, в третьих — повышенное внимание [7]. Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания, но и в формировании гармоничной личности.
Основной компонент ВКЗ как у взрослых, так и у детей — отношение к здоровью, включающее три уровня отражения здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья, что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.
Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации.
Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков
439
активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья.
Отношение ребенка к своему здоровью — это часть его Я-концепции. В современной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков:
¦ описательный (образ «Я»);
¦ «отношенческий» (отношение к себе или к отдельным своим качествам);
¦ самооценочный (принятие себя).
Я-концепция как интегрированное понятие включает не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем [4].

 



Hosted by uCoz