Психология здоровья (ч. 4)

В табл. 20.2 представлены средние значения и стандартные отклонения показателей шкал опросника.
Таблица 20.2
Средние значения и стандартные отклонения шкал AVEM (N = 155)
Шкала


М

SD
В А -

Субъективное значение деятельности

5,12

1,62
ВЕ-

Профессиональные притязания

6,36

1,60
VB-

Готовность к энергетическим затратам

5,39

1,68
PS-

Стремление к совершенству

4,88

1,67
DF-

Способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе

5,48

1,67
RT-

Тенденция к отказу в ситуации неудачи

5,60

1,95
ОР-

Активная стратегия решения проблем

4,20

2,11
IR-

Внутреннее спокойствие и равновесие

4,65

1,97
ЕЕ —

Чувство успешности в профессиональной деятельности

3,88

2,08
LZ-

Удовлетворенность жизнью

4,52

1,95
SU —

Чувство социальной поддержки

5,17

1,89
Как показывают вышеприведенные данные, студенческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетент-
474
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
ности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.
Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить содержанием первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Исходя из положений концепции когерентности Антоновского, можно говорить о повышенной чувствительности к актуальной ситуации, ее осмыслению, определению личностной значимости поставленных требований, поиску адекватных стратегий их преодоления. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации.

 



Hosted by uCoz