Психология здоровья (ч. 4)
В табл. 20.2 представлены средние значения и стандартные отклонения показателей шкал опросника.
Таблица 20.2
Средние значения и стандартные отклонения шкал AVEM (N = 155)
Шкала
М
SD
В А -
Субъективное значение деятельности
5,12
1,62
ВЕ-
Профессиональные притязания
6,36
1,60
VB-
Готовность к энергетическим затратам
5,39
1,68
PS-
Стремление к совершенству
4,88
1,67
DF-
Способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе
5,48
1,67
RT-
Тенденция к отказу в ситуации неудачи
5,60
1,95
ОР-
Активная стратегия решения проблем
4,20
2,11
IR-
Внутреннее спокойствие и равновесие
4,65
1,97
ЕЕ —
Чувство успешности в профессиональной деятельности
3,88
2,08
LZ-
Удовлетворенность жизнью
4,52
1,95
SU —
Чувство социальной поддержки
5,17
1,89
Как показывают вышеприведенные данные, студенческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетент-
474
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
ности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.
Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить содержанием первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Исходя из положений концепции когерентности Антоновского, можно говорить о повышенной чувствительности к актуальной ситуации, ее осмыслению, определению личностной значимости поставленных требований, поиску адекватных стратегий их преодоления. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации.