Психология здоровья (ч. 2)
528].
Суждения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) об условиях обретения человеком внутренней гармонии представляют особый интерес, поскольку в них речь идет, в частности, о сложном взаимовлиянии человеческой психики и создаваемой им культуры. В работе «Философия духа» Гегель рассуждает, в частности, о развитии человека как индивида и о внутренних переживаниях, сопровождающих этот процесс. Точнее надо было бы сказать, что Гегель пишет о том, как должно было бы проходить это развитие и какими должны были бы быть эти переживания, исходя из его концепции. Эту оговорку необходимо сделать потому, что суждения о внутренней жизни человека в ее динамике Гегель логически
Глава 8. Душевное здоровье и культура
199
выводит из своей всеохватывающей системы, но они, эти суждения, зачастую оказываются весьма далекими от сложнейшей реальности душевной жизни. Психология XX в, исследовавшая живых людей, достоверно показала наличие совершенно иных, нежели описывал Гегель, психологических тенденций.
Однако это не значит, что умозрительная концепция Гегеля неинтересна современному исследователю. Напротив, в ней, как нам представляется, воплощено реальное знание о человеке, которое содержится в той или иной аранжировке в большинстве антропологических систем — от античности до современности. Это знание, а точнее, предположение о способности человека к разумному рассуждению и благотворном влиянии разума на чувства и поведение человека. У Гегеля эта истина о человеке (может быть, важнейшая, но все же не единственная) абсолютизирована, что и делает психологические штудии Гегеля столь далекими от эмпирической реальности. Однако возможность человека быть разумным и соответственно возможность рассматривать его как существо, способное к проявлению разумности, не опровергнуто. Поэтому антропология Гегеля, в которой идея потенциальной разумности человека является основной, заслуживает нашего внимания.
Душа человека, по Гегелю, — это дух, «плененный природой», отягощенный телесностью данного индивида. Природное начало страдательно. Тело и соединенная с ним душа испытывают разнообразные ощущения, радости и муки. Наоборот,
сущность духа... свободна... Дух обладает силой сохраняться и в противоречии, а следовательно, и в страдании, возвышаясь как над злом, так и над недугом1.
Дух же в гегелевской системе тождествен разуму.
Человек, в отличие от всех других существ, есть мыслящий дух; благодаря этому он способен подняться от единичности ощущения, доступного и другим живым существам, к всеобщности мысли.