Психология здоровья (ч. 2)
Ведь и там немало бывает горького, а мы принимаем — в надежде па здоровье. Так пусть достижение и свершение того, что замыслила о тебе общая природа, мыслится тобой, словно это — твое здоровье. Вот и приемли все, что происходит, хотя бы оно и
1 Марк Аврелий Антоний. Размышления. — СПб., 1993. — С. 23. Все дальнейшие цитаты без особого указания относятся к данному изданию.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
193
казалось несколько отталкивающим, раз уж оно ведет туда, к мировому здоровью, к благому Зевесову пути и благоденствию [с. 24].
К теме преодоления душевного страдания обращался Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Хорошо известно «Утешение», написанное им после смерти любимой дочери и обращенное к самому себе. Немало высказываний о душевных страданиях и душевном здоровье содержится в «Тускуланских беседах», особенно в книгах III («Об утешении в горе») и IV («О страстях»). Цицерон рассуждает в духе греческих авторов, сравнивая душевные и телесные страдания и называя философию наукой об исцелении души. При этом он подчеркивает, что душевные страдания губительнее телесных, поскольку
душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное [Цицерон Марк Тулий. Избранные сочинения. — М., 1975. — С. 270].
Здоровье души Цицерон определяет как внутренний покой и постоянство, неподверженность любым душевным волнениям. Причины душевных страданий Цицерон усматривает в неверном мнении человека относительно того, что происходит с ним. Отсюда понятны его рекомендации, как помочь человеку, опечаленному каким-либо событием:
При всяком утешении первое дело объяснить, что эта беда или совсем не зло, или очень маленькое зло; второе — обсудить общую участь человеческую и особенно собственную участь каждого страждущего; третье — показать, что если горе не приносит пользы, то предаваться горю глупо [там же, с. 294].
А вот как бороться с любовной страстью, столь опасной для душевного покоя:
Если кто поражен такою страстью, то для исцеления нужно показать ему, что предмет его желаний — это нечто пустое, презренное. Ничтожное, чего легко добиться в другом месте, другим способом или совсем не добиваться. Иногда полезно отвлечь его к другим занятиям, хлопотам, заботам, делам; часто помогает простая перемена мест, как для плохо выздоравливающих больных...; но главным образом нужно убеждать человека, какое это безумие — любовь [там же, с. 320].
Такая позиция, очевидно, игнорирует сложность и богатство внутренней жизни человека и вряд ли может быть продуктивной для реальной помощи в духовном росте.
Следует упомянуть еще об одном ярком представителе античной философии — Аниции Манлии Северине Боэции (ок.