Психология здоровья (ч. 2)
Поэтому совершивший или наблюдающий преступление, осознавший космическую заданность этого преступления, очищается не только от жалости и сострадания, но даже и от вины преступника6.
Итак, страдания человека прекращаются, когда он осознает их космическую обусловленность и, следовательно, неизбежность. Происходит очищение от стра-
1 Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М., 1983. — С. 76.
2 Там же. С. 281-282.
3 Там же. С. 264.
4 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. — М.. 1994. — С. 78.
5 Там же. С. 79.
6 Там же. С. 80.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
187
дания — катарсис. Подготовить человека к катарсису способна трагедия. Хорошо известно определение трагедии, которое дает Аристотель в своем эстетическом трактате «Поэтика»:
Трагедия есть подражание действию важному и законченному... и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей1.
Подробнее об аристотелевском понимании катарсиса А. Ф. Лосев пишет в «Истории античной эстетики» и более ранней работе «Очерки античного символизма и мифологии». Отметим, что существует обширная литература, трактующая духовный и психологический смысл этого феномена (Выготский Л. С. Аникст А., Флоренская Т. А.).
В эпоху эллинизма (последняя треть IV в.-ЗО г. до н. э.) в греческой философии растет интерес к проблемам индивидуальной этики. Это объясняется упадком городов-государств, экономический и политической нестабильностью, распространением пессимистических настроений.
Когда политическая власть перешла в руки македонцев, греческие философы... посвятили себя в большей мере проблемам индивидуальной добродетели и спасения. Они больше не спрашивали: как могут люди создать хорошее государство? Вместо этого они спрашивали: как могут люди быть добродетельными в порочном мире и счастливыми в мире страданий? [8, с. 222].
Ответы на эти вопросы давали философы, принадлежащие к разным школам. Киники, получившие название по имени места (Киносарг), где занимался с учениками основатель школы Антисфен, проповедовали независимость от общественных установлений, свободу следовать собственным желаниям. Вопрос о том, подчиняться ли в поисках душевного здоровья голосу природы или общественным установлениям, решался киниками однозначно в пользу природы. В рамках этой школы был сформулирован принцип автаркии (греч. autarkeia — самодостаточность, самоудовлетворенность), смысл которого в том, что обрести подлинное счастье можно, лишь отказавшись от привязанности к семье, собственности и освободившись от ложных обязанностей, в том числе представлений об общественном долге и чести.