Психология здоровья (ч. 2)
Она же, как утверждает Гегель, оставляет простор для творчества, поскольку
хотя мир и должен быть признан как в основном законченный, он все же не мертв, не находится в абсолютном покое, но, подобно процессу жизни, он каждый раз себя порождает и, поддерживая себя в сохранности, в то же время идет вперед. В этом сохраняющемся порождении мира и в дальнейшем его развитии и заключается работа зреющего человека [с. 90].
Хотя Гегель связывает описанный процесс с юностью, он отмечает, что проходить он может в различном возрасте, причем чем позднее человек его переживает, тем тягостнее он проходит, а у «слабых натур» он может тянуться всю жизнь. Фактически речь здесь идет о душевной незрелости индивида, которую Гегель характеризует как болезненное состояние. Суть его в том, что человек не в силах отказаться от своей субъективности и преодолеть отвращение к реальности и поэтому неспособен к действиям в рамках этой реальности.
При каких условиях человек достигает душевной зрелости? Главное — внутреннее согласие с теми требованиями, которые предъявляет к нему жизнь:
Если человек не хочет погибнуть, то он должен признать, что мир существует самостоятельно и в основном закончен. Он должен принять условия, поставленные ему этим миром... [с. 89].
Помимо того, ему следует освоить практическую деятельность в той сфере, «к которой он принадлежит в силу случая, внешней необходимости или свободного выбора» [с. 90]. Этот процесс происходит при помощи образования. Наконец, человек должен быть рассудительным в заботе о собственных насущных интересах. Помогает в процессе такого перехода к деятельному участию в мире, который первоначально представлялся несовершенным, привычка и успешное выполнение своих обязанностей. Однако самое важное условие — развитие разума, который помогает человеку отрешиться от частных, субъективных переживаний, нарушающих душевное равновесие.
Душевные страдания, как следует из рассуждений Гегеля, неизбежны, поскольку являются закономерным проявлением диалектики духа. Развитие духа сопровождается появлением внутренних противоречий. Возникающие конфликты
Глава 8. Душевное здоровье и культура
201
более или менее мучительны для человека. Однако дальнейшее развитие духа преодолевает этот конфликт. «Это единство есть теперь духовное единство, и принцип этого возврата содержится в самом мышлении. Последнее наносит рану, и оно же ее исцеляет», — пишет Гегель в другом произведении, «Наука логики».
Важная работа человеческого разума состоит в том, чтобы овладеть своим физическим бытием, сделать тело податливым и удобным орудием души.