Психология здоровья (ч. 2)
п. ценности. Поэтому люди часто приписывают себе ложные мотивыг поступков, боясь обнаружить несовпадение собственной системы ценностей с ожидаемой.
Дело осложняется еще и тем, что иерархия мотивов не является стабильной. Она складывается в течение всей жизни в результате различных, зачастую совершенно разнонаправленных влияний. Чрезвычайно сильные мотивационные комплексы формируются еще в раннем детстве. В течение всей жизни мы интериори-
Глава 8. Душевное здоровье и культура
221
зируем ожидания окружающих, и они тоже постепенно превращаются в требования к самому себе. Наконец, существуют, на наш взгляд, ценностные ориентации, которые отражают объективные требования бытия и которые человек ощущает как истинные ценности, имеющие абсолютный характер и заданные самим Богом.
Выбор мотива — внутреннее событие, определяющее дальнейшую жизнь человека как существа духовного, социального и физического. Именно поэтому столь важно правильно оценить те перспективы, которые при этом раскрываются. Так, следуя самым глубинным своим желаниям, индивид получает мощную энергетическую подпитку из сферы бессознательного. Однако этот путь может быть чреват конфликтами в социальной жизни, да и сам человек может ощущать дискомфорт из-за того, что отступил от требований своего Идеального Я.
В обществе, где духовная жизнь человека находилась под контролем религии и обычая, выбор мотива диктовался традицией. Нужно было лишь научиться смиряться с тем, что она приказывала делать. В современной социокультурной ситуации человек сам вынужден осуществлять сложную работу по определению своих мотивационных приоритетов.
Итак, продуктивное решение задачи на «смысл жизни» предполагает: выявление истинных влечений и склонностей индивида; осознание их иерархичности; выделение приоритетов с учетом перспектив, которые раскрываются в ходе реализации тех или иных мотивов.
Следующий шаг в решении этой задачи состоит в том, чтобы найти способы осуществить свои желания в реальной жизни, отыскать конкретные виды деятельности и способы поведения, которые бы им соответствовали. Очевидно, и эта задача достаточно сложна. С одной стороны, потому, что общая социокультурная ситуация или те условия жизни, в которых находится человек, не всегда предоставляют ему возможность выбора своего жизненного пути в соответствии с внутренними устремлениями. Особенно этот диктат ситуации выражен в обществах бедных, где индивид вынужден бороться за физическое выживание свое и близких. С другой стороны, далеко не всегда внутренние возможности человека соответствуют его желаниям.