Психология здоровья (ч. 2)
Размышления. — СПб., 1993. — С. 53).
Тема душевного здоровья становится одной из ведущих в стоической философии. Это направление возникло в Афинах в III в. до н. э., получив свое название от греческого слова stoa — галерея, или портик. Под сводами «расписного портика» произносил свои речи основатель стоицизма Зенон из Кития. Идеи греческих философов были восприняты и развиты римскими авторами. Принято выделять три этапа развития стоического учения:
¦ древняя Стоя (Ш-П вв. до н. э.; основные представители Зенон, Клеанф и Хрисипп);
¦ средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Панетий и Посидоний);
¦ поздняя Стоя (I-II вв. н. э.; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Заметим, что произведения древних и средних стоиков не дошли до нас целиком. Об их взглядах можно судить по сообщениям других античных авторов. Творения же поздних стоиков дошли в виде полных книг. Несмотря на некоторые различия, можно выделить общие идеи этих мыслителей относительно того, как человек может достичь душевного покоя и невозмутимости.
Стоики полагали, что миром управляет Бог, который проявляет себя как универсальный вселенский Разум (Логос), законы Природы, Необходимость, Судьба, или Рок. Бог порождает Космос и воплощается во всех его частях, поэтому Космос — одушевленный целый организм. Человек, как и все в Космосе, несет в себе частицу Бога: «Разум есть не что иное, как частица божественного дыхания, заложенная в человеческую плоть»1. Присутствие в человеке божественного Разума позволяет ему добровольно подчиняться законам, управляющим Космосом в целом и его индивидуальной жизнью в частности:
...[Высшая] цель — жить в согласии с природой — согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все [2; т. 1, с. 493].
Стоики много рассуждали о страстях, классифицируя и описывая их. Например, Зенон выделял четыре вида страстей: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Все страсти, с позиций стоической философии, противоестественны, по-
1 Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977. — С. 115.
190
Раздел И. Физическое, психическое и социальное здоровье
скольку они «противны природе» и ^противоположны здравому смыслу». Человек, поддавшийся страстям, обречен на страдание. Причины страстей материальны. Человеческое тело — оковы его духа: оно отклоняет дух от истины и навязывает ему ложь. Душе приходится вести настоящую борьбу с отягчающим его телом, со страстями и забвением своей истинной божественной природы.
Значительная часть текстов, написанных философами стоической школы, создана с целью помочь другому человеку или самому себе осознать, откуда берутся страсти, почему они препятствуют внутренней гармонии индивида и мешают установлению правильных отношений с другими людьми.