Психология здоровья (ч. 2)
Пол рассматривается как описательные, биологически обусловленные переменные, которые используются для отличия женщин от мужчин. Это в основном хромосомные, репродуктивные признаки. Мы называем многие из представлений о мужчинах и женщинах половыми стереотипами, или обобщениями о поведении личности, на основании принадлежности к какой-либо группе — женской или мужской. Так как формирование стереотипов начинается с раннего детства, то влияния пола и тендера сложно отделить одно от другого. Тендер формирует социальные концепции поведения женщин и мужчин, пол же в настоящее время признан чисто описательной, а не объяснительной категорией.
Тендер — одна из трудно выделяемых и мало осознаваемых категорий, по которой люди оценивают и воспринимают других. Мы рождаемся с определенными биологическими признаками мужчин или жецщин, но нас учат соответствую-
Глава 9. Тендер и здоровье
231
щему поведению, установкам, ролям, отношениям, которые приняты в данном обществе и культуре для мужчин и женщин.
Содержание тендерных характеристик и поведения изменяется в зависимости от культуры, исторического времени, позиции наблюдателя и т. д. Но практически всегда и везде роль женщин оценивается субординационно по отношению к мужской.
Социальная конструкция тендера способствует созданию в каждом человеке образа «Я» как женщины или мужчины и представлений о том, как следует себя вести.
Тендер также структурирует ожидания и поведение тех, с кем мы взаимодействуем. В результате он становится самовыполняющимся предписанием, которое формирует наше поведение для удовлетворения ожиданий значимых других.
Важно учитывать два основных направления, связанных с тендером: преувеличивающие и игнорирующие различия между женщинами и мужчинами. Рашел Хар-Мастин и Джеан Марасек (1988) называют их альфа- и бета-предубуждениями.
Альфа-предубеэвдения предполагают, что существуют реальные и качественные различия между характеристиками, ориентациями, возможностями, ценностями мужчин и женщин. Исследователи, придерживающиеся этой позиции, «поляризуют» женщин и мужчин; при этом поддерживаются различные роли, базирующиеся на «естественном природном» основании. Примеры альфа-предубеждений: концепция об особом, «женском» способе мышления (Belenky М. F.. et al., 1986); теории о неотъемлемых особенностях поведения женщин — заботливости и поддержке (Chodorow N., 1978), о их особом моральном сознании и этике. Примеры альфа-предубеждений можно найти и в социобиологии и эндокринологии.